Гармоники без гармонии
VI Московский фестиваль губной гармоники. 7 ноября, ЦДХ.
Московский фестиваль губной гармоники — уже традиционное мероприятие. И место его проведения (ЦДХ), и
время (конец осени) устоялись, да и своя аудитория у фестиваля, наверное, есть. В том, что традиция
продолжается, немалая заслуга энтузиастов, которые каждый год находят нового спонсора, выбивают деньги
из меценатов и все-таки проводят мероприятие. На сей раз организатором стала компания "Другая музыка",
возглавляемая Владимиром Кожекиным (по совместительству — один из самых известных московских
гармошечников и создатель проекта "Станция мир"), а фестиваль был лишь одним из событий в длинной
череде мероприятий, которая началась ещё зимой 2003 года и, будем надеяться, продолжится и в
дальнейшем. Деньги же на продвижение русского блюза выделила пивоваренная компания "Очаково" — при
этом пивной рекламой концерты перенасыщены не было, так что меценатов действительно можно только
поблагодарить.
Видимо, в число традиций блюзовых фестивалей входит и то, что имена, написанные на афише, не
соответствуют персонажам, которые будут выступать во время концерта — точнее, соответствуют им лишь
частично. По крайней мере, так было на "Очаково-блюз", история
повторилась и на харпфестивале: ни Федор Чистяков, заявленный как один из хедлайнеров, ни некоторые
менее известные музыканты на концерте так и не выступили. Впрочем, это было бы и не так важно, если бы
фестиваль прошел на ура: в конце концов, иногда избыток музыкантов хуже их недостатка (вспомним тот же
"Очаково-блюз", где первые три группы вполне могли бы и не выступать).
Однако на сей раз назвать фестиваль стопроцентной удачей очень трудно.
Концерт начался вовремя (это не так удивительно, если учесть количество выступавших и четкие
ограничения по времени в ЦДХ), зал вновь, как и предыдущим вечером на Чистякове, был полон. Открыл фестиваль акустический дуэт губного гармониста
Александра Братецкого и гитариста (далее неразборчиво), которые сыграли два добротных блюза,
украшенных несколькими соло на гармошке. Так получилось, что на этом концерт Братецкий развернулся во
всей красе и продемонстрировал блестящее владение своим инструментом, к которому добавлялось ещё и
большое остроумие. Этот музыкант, пожалуй, не столь популярен и известен, как Кожекин или Соколов,
однако фестиваль показал, что такая ситуация — скорее дело обстоятельств, чем отражение реального
расклада сил. Впрочем, это стало ясно чуть позднее, когда гитарист со сцены ушел, а к Братецкому на
сцене присоединился екатеринбургский блюзовый коллектив Blues doctors. Как кажется, начать фестиваль с
акустики было не самой лучшей идеей — оба музыканта играли очень добротно, блюз тоже был хороший и
традиционный, но драйва дуэту явно не хватало, а потому и зал на первое выступление не очень
среагировал.
Про Blues doctors я уже писал в связи с "Очаково-блюз" и то же самое
готов повторить и сейчас. Группа играет блюз вполне профессионально и с некоторым чувством, однако нет
у них какого-то необходимого задора, с помощью которого иные блюзмены могут держать публику и по
два-три часа. Музыка Blues doctors очень быстро надоедает — как выяснилось, зависит это не от
особенностей зала, а от самих музыкантов. Вышло так, что группа играла сразу с несколькими солистами и
находилась на сцене минут 40, если не больше, что явно было перебором. Пожалуй, наиболее удачно они
взаимодействовали именно с Братецким — после несколько вялой акустики долгая динамичная импровизация в
растянутой композиции Би-Би-Кинга смотрелась очень хорошо, к тому же сыграли её музыканты с изрядным
юмором — гитара перебивала гармошку, тут вступали клавишные, потом снова солировал Братецкий, извлекая
из своего инструмента всякие смешные кваканья и кряканья. Blues doctors играли разные композиции, но
авторство здесь было не так уж важно — в большинстве звучали добротные классические блюзы, в которые
солисты вставляли многочисленные соло и дуэты. После Братецкого группа на некоторое время осталась без
гармошки — следующим солистом был Иван Жук, и это вызвало некоторое недоумение. Спору нет, Жук —
замечательный гитарист, и слушать его совместные импровизации с лидером Blues doctors было вполне
любопытно, но все-таки концерт назывался "фестивалем губной гармошки". А потому композиции, в которой
этой гармошки не было совсем, смотрелись и звучали странно. Впрочем, вскоре к Жуку присоединился
Кожекин, и все встало на свои места. Вот тут-то недостатки Blues doctors стали бросаться в глаза —
своим довольно безыскусным блюзом они заглушали солистов и не давали им толком развернуться, поэтому
сет вышел бледным и большого впечатления не произвел.
На сцене остались Жук с Кожекиным, а присоединился к ним блюзовый бард Андрей Козловский. Он широко
известен в мире авторской песни, в частности, имел большой успех на последнем Грушинском фестивале,
где выступал ровно с теми же людьми, что и на концерте в ЦДХ. И если первая акустика
была встречена не слишком восторженно, то эту, напротив, приняли на "ура". Сыграли роль и исполнители
(своими всевозможными соло и мелкими изюминками игры Жук и Кожекин сделали блюзы Козловского
изысканными и очень приятными), и сами песни (они были на редкость душевными, так что создали
просто-таки домашнюю атмосферу). Некоторые из исполняемых Козловским вещи, видимо, стали уже народными
хитами — так, милый шуточный блюз "Ты села на мои очки" многие в зале активно подпевали. В общем, три
песни, спетые Козловским, стали первой несомненной удачей фестиваля.
Следующим номером шел легендарный Петрович, старый и заслуженный московский блюзмен Михаил Соколов,
который, на сей раз, захотел всех удивить — и своего добился. Он подошел к участию в фестивале
ответственно и изобретательно: решив, что любителям губной гармошки следует продемонстрировать все
возможные грани этого инструмента, он вместе со своей группой Bluesmakers подготовил специальную
не-блюзовую программу, о чем сразу и предупредил слушателей. Музыканты сыграли две композиции — и
очень жаль, что не больше. Потому как Петрович придумал использовать гармошку как инструмент, по сути,
джазовый, а играли Bluesmakers очень красивый и приятный фьюжн в духе какого-нибудь Майлза Дэвиса
начала 80-х годов. Сначала гармошка вела мелодию одна (и, надо сказать, полностью заменяла собой
духовые), затем к ней присоединился саксофон, и волшебную мелодию под названием Moonlight доиграли
дуэтом. Затем вышли ещё и трубач с тромбонистом, и вторую вещь играли вообще почти оркестром (при этом
она была куда энергичнее), а гармошка снова звучала на равных с духовыми, иногда вступая с ними в
остроумный диалог. В общем, выдумке Петровича можно только порадоваться — джазовый компонент показался
свежей струей в концерте, кроме того, сыграно все было на очень высоком уровне, и Соколов в очередной
раз подтвердил свою репутацию самого заслуженного московского гармошечника.
Следующим на сцену вышел Максим Некрасов, который, в отличие от всех предыдущих харперов, играет на
хроматической губной гармошке. Вряд ли он замышлял удивить зал, но ему это, определенно, удалось.
Максим играл тихую акустику вместе со своим гитаристом, и сначала все немного опешили — настолько эта
латинизированная музыка с красивейшими соло гармошки и спокойным вокалом на испанском не вписывалась в
общее направление фестиваля. Но Некрасов играл столь виртуозно, и в целом композиции были столь
изысканны и притягательны, что, в конце концов, музыкантов долго не хотели отпускать. Было очень
занятно наблюдать, как притихший зал внимал двум неспешно импровизировавшим музыкантам, сидевшим на
сцене. В финале сета Некрасова Кожекин вывел на сцену некоего случайно оказавшегося зала французского
мастера хроматики, и музыканты устроили втроем небольшую импровизацию. Француз и вправду оказался
виртуозом (впрочем, Некрасов ни в чем ему не уступал), так что импровизация вышла оригинальной,
приятной и очень остроумной — поскольку то тут, то там музыканты норовили вставить в свое соло
какую-нибудь банальную мелодию, а от нее снова переходили к импровизации.
И вот тут-то бы, кажется, и закончить. Во всяком случае, после столь изящного и легкого сета логичным
завершением фестиваля был бы небольшой всеобщий джем, где каждый гармошечник продемонстрировал бы, на
что он способен. Только вышло по-другому — замыкало фестиваль выступление группы Crossroadz, которые
были заявлены в качестве хэдлайнеров.
Лидер группы Сергей Воронов явно считается одним из столпов и отцов отечественного блюза и рока — во
всяком случае, многочисленные телевизионные программы он посещает именно в этом качестве. Что ж,
наверное, это закономерно. Может быть, Crozzroadz когда-то играли живую и яркую музыку. Сейчас же их
песни — это абсолютно выхолощенный, бездушный блюз с все теми же обычными блюзовыми текстами,
предсказуемыми гитарными соло и безвкусно одетыми девицами на подпевке (которые смотрелись особенно
дико). Не говоря уж о том, что группа, где главным инструментом явно является гитара, а гармошка
появляется далеко не во всех песнях, немного нелепо смотрелась в завершении гармошечного фестиваля. В
композициях Crossroadz не было ни драйва, ни энергии, ни души, а только ощутимая претензия на "старый
добрый" блюз. Очень показательно, что во время выступления группы зал опустел почти на треть. Воронов
на сцене очень старался изображать блюз, девушки ему старательно подпевало, но все это совершенно
никакого впечатления не производило.
Из-за неудачного завершения скомканным оказался и весь фестиваль. Ещё теплилась некая надежда, что
после Crossroadz будет какой-нибудь финальный джем, который восстановит позитив, но ничего не
произошло — Воронов буднично допел последнюю песню, и техники стали собирать инструменты. Гармошечный
фестиваль не оставил цельного хорошего впечатления — три ярких момента в середине более чем
двухчасового концерта не могли стать решающими в формировании мнения. Основным промахом организаторов,
как мне кажется, стала невыстроенность и непродуманность программы. Если бы, например, Crossroadz
выступили бы после Blues doctors, а программа Петровича фестиваль бы завершила, все было бы куда
лучше, но, видимо, ранг группы Воронова не дает возможности поставить её в середину концерта. А уж
если бы в последнем сете играл Чистяков… Впрочем, все это уже нереализуемо, а на деле получилось
сильно хуже, чем могло бы. Тем не менее, основное свое назначение фестиваль все же выполнил,
сигнализировав, что жизнь продолжается, гармошечники все ещё играют и, кажется, бросать свои
инструменты пока не собираются. И это уже хорошо.
Шурик Горбачев
похожие статьи:
25 часов фестиваль, Китайский Лётчик Джао Да
Фестиваль Free Art Show (день первый — Б2)
История cоздания Love Me Do и From Me To You
на главную