Общий привет из болота, Звуки МУ "Зелёненький"
(RMG), 2004.
Группа “Звуки Му” — это уже довольно давно псевдоним одного человека. Ближе к концу 90-х Петру Мамонову стали не нужны ни виртуозные гитарные пассажи, ни клавишные аранжировки, ни вообще хоть какие-нибудь творческие соратники-сподвижники. Мамонов остался один, пластинки изменились качественно, но отнюдь не к худшему — просто музыкант начал постепенно уходить куда-то на грань осмысленности и бреда и создавать на этой грани такие вещи, что пером не описать. Петр Николаевич — единственный из русских рокеров старой закалки, которого всегда называют по отчеству и в отношении которого утверждения о гениальности выглядят не как провокационное заявление, а как расхожий штамп. Если кто-нибудь составит очередной список лучших отечественных альбомов честно, не ограничивая себя одной пластинкой одного исполнителя и прочими искусственными рамками, пластинок “Звуков Му” туда должно войти никак не меньше 10. И последний, уже в 2004-м году вышедший диск под названием “Зелененький” среди них будет на одном из первых мест.
Свои альбомы записывает Мамонов по месту жительства, в деревне, количество используемых музыкальных приспособлений каждый раз уменьшается — хотя после прошлого диска “Мыши 2002” казалось, что меньше вроде бы и не бывает. Ан нет: там кое-где появлялся бас, здесь же лишь пару раз на фоне акустической гитары возникают помехи от неподключенного усилителя, как бы дополнительно обозначая отсутствие всякого электричества, да иногда что-то странно шуршит и постукивает. Это не очень хитрое звуковое наполнение становится крайне выразительным фоном для текстов Мамонова, которые он стонет, бормочет, вопит, рычит, хрипит и пережевывает так, что из без того выразительные слова начинают воздействовать прямо-таки физиологически. Из этих песен слов не выкинешь, их не задушишь, не убьешь, скорее, они сами вас убьют, задушат и все слова отнимут. За свою двадцатилетнюю жизнь в искусстве Мамонов научился говорить вроде бы об обычных вещах вроде бы обычными словами так, что пугающая бездна повседневного бытия открывается во всем своем страшном великолепии, и засасывает, и не оторвешься. Вроде бы о себе поет Петр Николаевич, а забирается-то прямиком к вам в душу и копается в ней довольно бесцеремонно, наизнанку выворачивает — но такая профилактика кажется, пожалуй, необходимой. Вы можете гордиться тем, что слушаете Nurse with wound или Николая Судника и одновременно читаете или чистите картошку — но с Мамоновым этот трюк не пройдет. “Зелененький” замыкает на себе, заставляет отбросить все и погрузиться в этот странный, непознаваемый поток сознания. Он не пугает — а мне страшно.
В конечном счете, диск Петра Мамонова — это не совсем музыка, так же, как и его спектакль — это не совсем театр. Это скорее какая-то особая форма жизни, способ восприятия реальности — недаром ведь иногда говорят, что настроение “мамоновское”, и сразу понятно, что имеется в виду. Диск вставляется в проигрыватель, и окружающий мир преображается, обнажает свою болезненную абсурдность, вылезает углами и иглами — все это под воздействием полысевшего пожилого человека с полурасстроенной гитарой. Тише, тише, он говорит.
Александр Горбачёв.
P.S.: На самом деле, все это ещё и к тому, что 8 марта на сцене театра им. Станиславского состоится премьера нового спектакля Петра Мамонова под названием “Мыши, мальчик Кай и снежная королева”. Петр Николаевич на сцене — это тоже явление совершенно особенное, вряд ли с чем-нибудь сравнимое, а шанс увидеть его выпадает не так уж и часто, так что приобщиться стоит.
похожие статьи:
UpStructure — When evenings becomes nights
Мамонов Шоколадный Пушкин
Той хто менi потрiбен. 5'Nizza
Найк Борзов Заноза
на главную