SeeSaw online musical magazine SeeSaw online musical magazine
 
 
о концертах рецензии статьи архив Анонсы
   
 
Леонид Фёдоров, музыкант, гитарист, автор песен

Эволюция текста, или немного аналитики: к вопросу о живых выступлениях Леонида Федорова

Традиционно статья, посвященная какому-либо концерту какого-либо музыканта, представляет собой тот тип рецензий, который условно можно назвать "чувственно-эмоциональным": происходившее описывается прежде всего с точки зрения наблюдателя и его впечатления. Отнюдь не будучи противником такого рода текстов, я, тем не менее, решил ему со-противопоставить собственную попытку некоторого аналитического подхода к живым выступлениям музыкантов. Объектом настоящей статьи будут концерты Леонида Федорова — во многом потому, что у меня есть возможность, во-первых, проследить некоторую эволюцию новых песен музыканта (большинство из которых здорово изменились со дня их первого исполнения, и прослеживается это именно и только по концертам), а во-вторых — поразмышлять о соответствии студийных и живых версий различных композиций, а также о том самом проекте нового альбома, слухи о котором недавно активно муссировались в Интернете (а совсем недавно - материализовались в новый диск "Лиловый день").

И вначале — о последнем. То, что у Федорова уже давно накопился материал, который вполне может вылиться в альбом, ясно: за последние два года процент исполняемых на концерте новых песен неуклонно увеличивался и сейчас приближается к 50, кроме того, есть целый ряд песен вполне старых, регулярно исполняемых, но так пока нигде и не записанных. Таким образом, мы имеем большое количество совсем нового материала (думаю, что около 10-15 песен) и сопоставимое количество незаписанного. Казалось бы, чего проще  — альбом напрашивается. Однако, как писалось в известной книжке, "у нас только дубли простые" (формулировка, между прочим, вполне применимая к искусству). Можно рассмотреть два аспекта этой проблемы. Во-первых — сам репертуар. Он, в самом деле, очень неоднороден — даже не столько в концептуально-содержательном плане, сколько в плане чисто формальном. В самом деле, песни, которые исполняются одна за другой на сольных концертах Федорова, зачастую находятся в разных плоскостях творческой деятельности музыканта: некоторые из них исполняются уже и на концертах "Аукцыона", в усложненной аранжировке (уже записанные "Якоря" и "О погоде", кроме того, "Грусть-печаль моя", "Профукал" как отдельная композиция, "Думай про меня" и т.д.), другие — вместе с Сергеем Старостиным и Андреем Котовым, музыкантами, с которыми Федоров регулярно в последнее время выступает, своеобразными фольклористами от музыки, делающими аранжировки к обрядовым и заговорным текстам и авангардные музыкальные произведения с помощью рожков и других народных инструментов (именно в таком исполнении можно услышать аутентичную версию "Глубоко, глубоко…"). Есть, понятное дело, и песни, которые Федоров исполняет исключительно сольно. Кроме того, различные песни имеют различных авторов: какие-то (в основном — самые новые) написаны традиционным содружеством Федоров — Озерский, а какие-то Федорову и не принадлежат — так, регулярно исполняемая песня "Музыка моя" принадлежат давно сгинувшему коллективу под названием "Преферанс", а "Песня старца" ("Мое тело улетело…" — пожалуй, одна из самых драйвовых композиций) — Алексею Хвостенко, и она, более того, уже им записана. Таким образом, совмещение и сопряжение всех этих разнородных композиций в один альбом — уже проблема, к тому же, не очень понятно, под каким названием такую мешанину (если она будет действительно мешаниной) выпускать. Наиболее логичен, конечно, вариант, уже получившийся в случае "Анабэной", когда композиции, записанные в разное время с разными людьми были объединены в единый, на удивление цельный текст авторства Леонида Федорова, имя которого, впрочем, в этом случае выступало ещё и как некий брэнд.

Однако Леонид Федоров на то и Федоров, что проблема разнородности материала в данном случае, видимо, отнюдь не главная. Как говорит сам музыкант, "нет такой задачи — записывать альбомы", все должно рождаться спонтанно, а не запланированно, именно тогда получается хороший результат. Поэтому, в принципе, альбом с ныне исполняемыми песнями может появиться и как сольный, и как альбом "Аукцыона", и как альбом Федорова и других музыкантов (будь то "ВолковТрио" или Старостин с Котовым) — а может и вообще не появиться. Поэтому слухи о выходящем в этом году "Лиловом дне" пока остаются только слухами, хотя их и подтверждает вебмастер официального сайта группы, а значит, человек, к истине близкий. Сообщим только то, что составляет содержание слуха на данный момент: сольный альбом Леонида Федорова под условным и предварительным название "Лиловый день" уже записан и сведен, ожидается его выход в 2003г., альбом по концепции записи повторяет "Четыресполовинойтонны" — то есть представляет собой набор песен, сыгранных и спетых Федоровым в одиночку на гитаре. Насколько все это верно — покажет будущее. В принципе, слух кажется правдоподобным не только из-за источников, его сообщающих, но и из-за чистой логики: в последние несколько лет Федоров в том или ином составе стабильно выпускает по альбому (или по нескольку синглов) в год — и вполне возможно, что 2003 только подтвердит эту динамику. В любом случае, альбом будет очевидным событием и, скорее всего, весьма и весьма интересной записью. Будущее, простите за банальность, покажет.

Данный текст, вообще-то, писался ещё до того, как стало известно о выходе нового альбома — и на это читателю предлагается делать некоторые поправки. В то же время, любопытно сравнить высказанные ожидания и получившийся продукт. А получилось, как всегда, то, что трудно было предугадать: альбом, вроде бы, сольный, основной и почти единственный инструмент — акустическая гитара Федорова, однако в аранжировки песен встраивается плотнейший и очень насыщенный звуковой поток, изобилующий цитатами, фрагментами из других музыкальных произведений, голосами, сэмплами и всем прочим. Впрочем, поскольку целью этой статьи не было описание нового альбома, интересующиеся читателя могут почерпнуть информацию на официальном сайте музыканта (www.leonidfedorov.ru), а при чтении данного текста ещё раз рекомендуется сделать поправку на время его написания.

Другая, не менее интересная, аналитическая проблема — это уже обозначенная проблема эволюции песни, её развития от первого исполнения к (в предельном итоге) записанной версии. Заметим, кстати, что в случае с Федоровым и "Аукцыоном" и эта простая схема сразу дает сбой — записанной версией эволюция часто отнюдь не заканчивается: так, большая часть треков на альбоме "Это мама" — это фиксация нового этапа существования старых песен. На концертах "Аукцыона" музыканты вообще зачастую очень сильно преображают первотекст (если считать таковым "альбомную" версию), обычно растягивая и видоизменяя её засчет многочисленных импровизаций — можно вспомнить регулярно (и каждый раз по-разному) исполняемую песню "Боги" с "Жильца вершин", или даже незабвенную "Птицу", которая предваряется то небольшим фриджазовым бесчинством, то стилизацией под диксиленд. А на концертах Леонида Федорова и "ВолковТрио" с недавнего времени исполняется песня "Я не пример для подражанья", единожды зафиксированная на втором (концертном) альбоме "Аукцыона" "Д'Обсервер".

Итак, незаписанные песни Федорова можно разделить на две группы, к первой из которых будут относиться песни старые, но незафиксированные ("Города", "Песня старца", "Поедем" и т.п.), а ко второй — песни, которые, с теми или иными оговорками, можно назвать новыми. Понятно, что говорить о творческой эволюции нам уместно лишь касательно второй группы, поскольку в случае первой мы ее просто не наблюдали. Рассмотрим подробно несколько наиболее показательных и известных случаев, а потом посмотрим на общую картину. Самый, может быть, яркий пример - текст "Профукал". Это прежде всего именно текст, и функционировать он может в двух видах. Первый — в качестве вставки в какую-либо песню, в середину ли её ("Фа-Фа"), в конец ли ("Думай про меня"); очевидно, что такая акция дополнительно означивает саму "обновляемую" песню, можно сказать, способствует значительному уточнению лирического героя и лирической ситуации. Впрочем, нас больше интересует второй случай — когда "Профукал" функционирует как отдельная песня, не связанная с каким-либо другим текстом. И вот тут можно наблюдать крайне интересную и показательную эволюцию. Первоначально "Профукал" исполнялся как небольшой стишок, обрамленный двумя небольшими, жесткими и не очень вразумительными быстрыми проигрышами. Какая-либо мелодия, по сути, отсутствовала, текст же проговаривался цельно и был тем же, что, например, можно слышать на альбоме "Это мама". Однако постепенно песня стала видоизменяться и превращаться из небольшого музыкального фрагмента во вполне цельное произведение. Видимо, начало этих изменений было связано именно с отрывом текста от первоначального музыкального сопровождения и его "свободным путешествием" по уже состоявшимся песням Федорова и "Аукцыона" в качестве возможной вставки. Наконец, в последние несколько месяцев на концертах (как сольных, так и в составе группы) можно слышать новую, полностью отличающуюся от первоначальной версию "Профукал": текст (опять же именно проговариваемый) вставляется в середину музыкальной композиции, состоящей из проигрываемой и пропеваемой Федоровым нетривиальной (хотя и вполне "Аукцыоновской") и очень красивой мелодии; проговаривается он теперь нарочито неспешно-медитативно, кроме того, он разбивается на две части (первая — до "холодно пусто хихикал", вторая, соответственно, после) , между которыми звучит опять же мелодический отрывок. В самое же последнее время текст стишка стал дополняться ещё и пропеваемым после него новым текстом, глобализирующим все содержанием песни и, на сей раз, скорее абсолютизирующим лирического героя (что-то вроде "День — лишь тень его / и ночь — лишь тень его.."). Не очень ясно, завершилось ли на этом развитие песни, однако яркие (и, на мой взгляд, очень позитивные) изменения налицо. Текст, изначально бывший прежде всего текстом, теперь является полноценной частью музыкальной композиции, и содержание этой композиции в равной мере зависит и от текста, и от музыки. Пафосно говоря, так "Аукцыон" становится "Аукцыоном".

Другой пример — песня "Пол неба". В плане эволюции данных тут меньше, но, как кажется, и они вполне показательны. На апрельский концерт в "Китайском летчике" Леонид Федоров вышел с какой-то бумажкой, которую кинул себе под ноги, где она в продолжение концерта и валялась. В самом же его конце исполнитель тяжело вздохнул, сказал: "Попробую.." - и спел "Пол неба" по бумажке. Впрочем, некоторые говорят, что песня эта старая, и её можно было услышать и раньше — тем не менее, факт остается фактом: песня пелась, как говорится, "с листа". Надо сказать, что в тот момент она прозвучала очень блекло и абсолютно не впечатлила — мотив невыразителен, слова более-менее повторяют традиционные ходы Федорова-Озерского в последнее время (многочисленные вариации и т.п.). Однако, как можно догадаться, этим исполнением дело не кончилось , и с тех пор песня звучит на концертах регулярно. И, пожалуй, она значительно улучшилась — правда, трудно указать на какие-то видимые яркие изменения, однако работа над песней видна невооруженным глазом: значительно более отчетливая и интересная мелодия (которая, к тому же, дополнительно пропевается), несколько увеличенный и, опять же, более интересный текст, в котором ещё и содержатся отсылки на более ранние творения Федорова: "вот что было за то, что стало/полмира за полкошмара".

Наконец, последний, самый маленький пример, относящийся, строго говоря, скорее к переработке старых песен, чем к эволюции новых. Одна из часто исполняемых Федоровым на концертах песен "Что похуже — на потом" была записана бонус-треком к его альбому 1997 года "Четыресполовинойтонны". Если сравнить альбомную и концертную версии, сразу видно несколько отличий, свидетельствующих, опять же, об определенном развитии произведения. Во-первых, само исполнение стало более жестким — сами слова "Что похуже - на потом" теперь исполняются чуть ли не на крике, в то время как на записи они нежно пропевались; более жесткой и энергичной стала и аранжировка - можно наблюдать эволюцию в сторону большего драйва. Кроме того, наибольшие изменения коснулись окончания песни — на записанной версии он состоял в пропевании некоторой вариации основной мелодии, заканчивающемся одной строчкой. Эта вариация сохранилась и теперь, однако словесная её часть значительно разрослась, и теперь вместо пропевания мелодии поются именно слова, что, на мой взгляд, придает песни дополнительный смысл и ещё большую красоту ("налететели метели, и стало все кончено / налетели — а было ли что-то ещё?" и т.д.).

Таким образом, говоря о некоторых общих закономерностях эволюции текстов Федорова (понятие "текст" употреблено в самом общем смысле), можно заметить, что она чаще всего двигается не в сторону усложнения одного из планов выражения (музыкального или текстового), а, скорее, в сторону наиболее гармоничного соединения этих планов — так, что в предельном результате их (планов) разделение представляется крайне сложной операцией. Кроме того, песням свойственно по мере развития и работы над ними приобретать все больший драйв и все большее чувственно-эмоциональное напряжение.

Понятно, что претензия на наукообразность этой статьи является прежде всего претензией — поскольку все выводы основаны, все же, не на объективных данных, а, скорее, на личных впечатлениях. Тем не менее, опыт подобного исследования представляется вполне интересным — особенно учитывая то, что Федоров — один из немногих музыкантов, за эволюцией творчества которых можно наблюдать в режиме реального времени. Лидер "Аукцыона" дает по нескольку концертов в месяц в разных составах, песни меняются от концерта к концерту, появляется что-то новое — в общем, натуральный творческий процесс (в этом, кстати, некоторый замечательный парадокс Леонида Федорова - он сам признает, что дает так много концертов прежде всего из-за денег, однако качество концертов от этого страдает очень редко, что не очень соответствует традиционному представлению о плохом качестве творчества-за-деньги). И понятно, что в этой статье были рассмотрены далеко не все интересные аспекты концертной деятельности Леонида Федорова во всех её проявлениях (например, было бы любопытно сравнить версии одних и тех же песен, играемые в разных составах) — так что простор для аналитики есть, остается надеяться, что он будет чем-то заполняться.

Шурик Горбачев Muscience

похожие статьи:
Сольный концерт Лёни Фёдорова12 июля Б2
Концерт Tequilajazzz в клубе Апельсин, 30.09.06
Маркшейдер Кунст — Рыба


на главную



статьи
Интервью группы Барабанда
Интервью группы Полюса
Cruachan интервью
Pulp — Help The Aged
Stanley Clarke and George Duke Project
The Please: о группе
The Rock Lexicon: словарь музыкальных жанров
Статья о группе Arctic Monkeys
LastFM
Arcade Fire
Iron Maiden — Powerslave
Гражданская Оборона
Moby рассказывает о Hotel
ОRАNЖ
lcd soundsystem interview
Группы влияния
SeeSaw: Russian Winter '03-'04
Ямайские саунд-системы
интервью со Spitalul di Urgent
Перевод Wish You Were Here
Интервью с INTERZONA
анализ концертов Леонида Фёдорова
Биография Марли
Шоколадный Пушкин

рецензии
Polytechnic Down Til Dawn
Cut City — Exit Decades
Bear Colony — We Came Here To Die
OST «Клуб Shortbus»
Patrick Wolf — The Magic Position
The Shins — Wincing The Night Away
The Frames — The Cost
Umbrellas — Illuminare
Би-2 Молоко
Butchering The Beatles Tribute
The Decomposers  — Moans From The Cesspits
Corvus Corax — Venus Vina Musica
Evanescence — The Open Door
SeeSaw: Beck — The Information
Ария «Армагеддон»
Altera Forma — Asta La Vista!
Meldis — Отдохни, волшебник
The Killers — Sam's Town
Scissor Sisters: Ta-Dah!
Iron Maiden — The Matter Of Life And Death
Rabia Sorda — Save Me From My Curse
Steven Seagal — Mojo Priest
UpStructure — When evenings becomes nights
Elakeleiset Humppasirkus
Brazzaville East L.A. Breeze
FeindFlug DVD
Samael — Era One
Сонные Мишки — Sweetsmoke
Red Hot Chili Peppers — Stadium Arcadium
Straight Land Refractory
Knopfler — All The Roadrunning
Дети Picasso Глубина
Элегия Легенда Спящей Луны
Маркшейдер Кунст — Рыба
Rage — Speak Of The Dead
Аквариум — Беспечный Русский Бродяга
Макаревич и Окуджава
Mujuice Still
The Rolling Stones: A Bigger Bang
McCartney Chaos and Creation
Ногу Свело.Идем на восток!
Барабанда. Мудала.
Frenesia. Garden of Stones
Lazy Day «Full Pool»
Balanescu Quartet Possessed
Tom Waits. Real Gone
Antony and The Johnsons I Am a
Tracktor Bowling: Черта
Graham Coxon Happines in Magaz
The Vines Winning Days
Beth Gibbons & Rustin Man Out
Kruger ‘No Компромисс’
Mayhem: Chimera
Eyes Of Alice Cooper
UDO “Thunderball"
Axxis “Time Machine”
Ravager “Naxzgul Rising”
Maximize The Misery
Iced Earth: The Glorious Burde
Звуки МУ, “Зелененький”
Lamb Beetween Darkness and

о концертах
Барабанда — Пироги За Стеклом
Tango Seduccion
Gaudi Arena Halloween
Octoberfest в Точке
Free Art Show — День второй (Tabula Rasa)
Free Art Show — День первый (Б2)
Tequilajazzz в Апельсине 30.09.06
Anathema в Точке 22.09.06
Ришар Бона
Devendra Banhart
Electrelane
King Diamond @ ДКГ
ELO в ApelsinClub
Глубина — презентация
Funky Land в Black & White
Moonspell @ Точка
Маркшейдер Кунст в "Икре"
Kompakt @ Gaudi
Asian Dub Foundation в клубе Б2
The Bays в Гауди Арене
Danny Howells @ Gaudi Arena
Гоа Гил около Москвы.
Бал Медалистов. УмаТурман.
концерт British Sea Power
Гауди Арена: Открытие и Darren Price
Фестиваль InProg-2005. День первый
День рождения Ричи Блэкмора в Б2
Уровень Жизни в 888
Гарик в Горбушке
Jethro Tull, 23-24 марта
Уровень Жизни в Ультре
StereoLeto 2004 vol.1
The Silver Mount Zion Memorial
Телеграфная Дорога в Матрице
Рада и Терновник в Оги
«Герои Рока» в Лужниках
День рождения Марли
Аукцыон. Зимы не стало.