The Rock Lexicon
Краткий словарь
трудноразличимых жанров, написанный специально для дотошных, но неопытных
слушателей, составленный Чаком Клостерманом (Spin).
«Я больше не читаю твой журнал», сказала моя
тридцатишестилетняя сестра, когда мы ехали на машине, взятой в прокатной фирме.
«Я больше не читаю твой журнал, потому что все твои парни пишут про emo, а я не понимаю его».
В тот момент слова сестры меня очень заинтересовали. Я
абсолютно не мог понять, что ей может не нравиться в emo, и (как
мне показалось) эта тема как нельзя лучше подходила для десятиминутного
разговора в арендованной машине. Возможно, она считает emo слишком фаллоцентричным жанром? Или упрощенные последовательности
аккордов кажутся ей банальными? А может просто эта музыка не трогает ее? Я
задал ей все эти вопросы и стал ждать ответа. Но он оказался не тем, что я
ожидал.
«Нет, нет», сказала она, «Когда я говорю, что не понимаю
emo, я имею в виду, что не понимаю значения этого слова.
Может оно латинское? Но я видела много шуток в твоем журнале об emo и но одна меня не рассмешила,
потому что я не представляю, что может быть смешного в предмете, о котором я
никогда раньше не слышала».
В дальнейшем это послужило началом вдохновенного диалога, в
котором я говорил вещи типа: «Emo это сокращение от
слова эмоциональный», а она говорила вещи типа: «Но вся поп-музыка наполнена
эмоциями», и я пояснял, говоря: «Технически, это стиль панк-рока, в котором
больше внимания уделено внутреннему миру человека», а она: «Это звучит так
скучно!». Затем я упомянул Энди Гринвалда (Andy Greenwald, автор книги Nothig Feels Good: Punk Rock, Teenagers, and Emo), а она спросила: «Не тот ли это Энди Гринвалд, что играл
защитником в Pittsburgh Steelers
в конце семидесятых», а я язвительно заметил: «Нет. Это был Эл Си Гринвуд (L.C. Greenwood),
и я готов спорить, что он не смог бы назвать ни одного из учатсников группы Senses Fail».
Но не смотря на эту семейную сцену, я вынес кое-что важное
из этого разговора: чтение журналов о рок музыке должно быть часто сбивает с
толку людей слушающих рок от случая к случаю. Всякий раз, когда журналисты
пишут про музыку, они пользуются терминами, определяющими разные жанры, так, как
будто это само собой разумеется, и даже описывают музыку той или иной группы,
причисляя ее к тому или иному жанру. Частенько музыканты описываются, как
приверженцы сразу двух малопонятных жанров. Все это очень напоминает формулы звуковой
математики. Как бы то ни было, зачастую
только это спасает, хотя такого рода описания понятны лишь людям, достаточно
посвященным в рок-лексикон. Этот словарь, на мой взгляд, сделает правила игры
одинаковыми для всех.
Я старался.
DISCO METAL: Это довольно
быстрый, среднетяжелый гитарный рок, под который кто-нибудь (например,
стриптизер) смог бы танцевать. Много композиций в таком стиле записала группа White Zombie. Как
ни странно, подобного нельзя сказать о таких тру-металлических командах, как Van Halen, Kiss, которые писали откровенные диско песни («I Was Made For Lovin You», «Dance the Night Away»). Никто не знает
почему.
SHOEGAZE: Музыка людей, которые
смотрят на свои ботинки, пока играют. Вероятно, это происходит из-за стыда,
который испытывают музыканты, исполняя такую странную музыку, да еще перед
извращенцами.
POST-ROCK: Музыка
этого жанра получается, когда группа рок-музыкантов исполняет музыку, пользуясь
традиционными для рок-музыки инструментами, для публики, которая обычно слушает
рок, за исключением того, что эта музыка не рок, а в песнях совсем нет слов. Ярким
представителем этого жанра является группа Tortoise, и приверженцами
пост-рока, чаще всего являются люди, считающие нормальным такое название для
музыкального коллектива.
PSYCH: (от слова «психоделический»). Смысловая
приставка psych всплывает довольно редко, это
зависит от сиюминутных веяний моды. Вам
возможно доводилось слышать о жанре psych folk (чаще всего применяемый по отношению к музыкантам из
цеха Devendra Banhart) или
psych country (жанр, который в заснеженной России зовется шансоном)
или psych rock (определение, которое дает своей музыке Courtney Taylor из Dandy Warhols). Я
затратил огромное количество сил, для того чтобы осознать принцип, по которому
та или иная музыка называется психоделической, и добился неоспоримого
результата: это музыка, написанная наркозависимыми людьми для наркозависимых же
людей. Если, например, вы участник квартета тувинского горлового пения и все
четверо из вас начали принимать мескалин (и дети, что ходят на ваши концерты,
принимают кислоту еще на парковке, до того как зайти в клуб), значит теперь вы
исполняете психоделическое тувинское горловое пение. Вот и весь принцип.
GRIME: Почти два года назад я
попросил двух знающих людей из Spin объяснить
мне что такое grime. «Не волнуйся на это счет.
Тебе это никогда не понадобиться. Это абсолютно бесполезное знание», ответили
они оба. Но не прошло и двух недель, как grime стали
упоминать в разговорах сразу по многим причинам. Обычно, grime упоминался следующим образом: разговор заходил о Dizzee Rascal или
о The Streets, о
них упоминали, как о музыкантах играющих в этом жанре, и тут же осекались: дескать,
это все равно не настоящий grime. Все что я сейчас
знаю о grime так
это, то что это британский рэп, похожий одновременно на garage и 2-step, причем garage надо
произносить так же как marriage. Темой песен,
предположительно является жизнь бедных районов Лондона. Если кто-нибудь все-таки понял что такое grime, пусть
напишет мне на электронный адрес cklosterman(koshka)spin.com. Но не забудьте указать
в теме письма This is about grime, чтобы я точно знал, куда
выкидывать это письмо.
FASHION ROCK: Концепция fashion rock вращается вокруг идеи доведения
до обнищания из-за того, все те малые деньги что есть у музыкантов, они тратят
на стильную одежду (и, возможно, кокаин). Вкратце, люди, играющие fashion rock, стремятся
выглядеть как бродяги с очень хорошим вкусом, что само по себе не ново (похожий
стиль поведения был присущ жанру gutter glam в Лос Анжелесе у волосатых рокеров восьмидесятых, а так
же жанру mod популярный
у английских укурков в конце шестидесятых). Если серьезно, то как бы этот жанр
не зависел от одежды, музыканты играют
довольно схожую музыку, эдакий разгильдяйская, само повторяющаяся британская копия The Strokes (лучшим примером является
группа The Libertines, но наиболее характерным The Killers, эти даже не удосужились
быть британцами).
RAWK: Это то, как парни, сколотившие
группу, для того чтобы встречаться с порно звездами, произносят слово rock. Также это применимо к длинноволосым гитаристам, не
умеющим играть соло.
PROG: Были времена, когда этот жанр
определялся очень легко и абсолютно все знали кто играет такую музыку: Jethro Tull, ELP, Yes и другие своеобразные, помпезные
мужики, вооруженные огромным числом синтезаторов в середине семидесятых.
Это была довольно забавная эра рок музыки. Лучшим примером для нее стала песня «21st Schizoid Man»,
записанная группой King Crimson в 1969 году. В ней пелось про
неизлечимого психа из далекого будущего. Между тем, это композиция тогда являлось
манифестом prog rock. Как же в настоящий момент следует понимать этот термин?
Для того чтобы в 2005 году стать королем прогрессива музыканту необходимо
просто делать две вещи из этого списка:
- Писать
длинные песни
- Писать
песни с соло
- Писать
песни про мифических животных
- Писать
песни, которые ненавидят девушки
- Отрастить
бороду
- Постоянно
отказываться от интервью
- Упоминать
Dream Theater в числе групп повлиявших на его творчество
- Утверждать,
что он работает над двойным альбомом
- Утверждать,
что он работает над рок-оперой
- Пытаться
играть heavy metal для людей, которые не
любят heavy metal
- Отказываться
от участия в собственных клипах
- Делать
хорошую музыку для трипов, при этом не употребляя наркотики
- Использовать
лазеры при любой возможности
- Знать
группу Dream Theater
MUSK OX ROCK: Комбинация
густого гранжа девяностых с эфимерной тягучестью исландских артистов, вроде Bjork или Sigur Ros, крепко замешанное на гитарных
рифах, пытающихся повторить манеру таяния ледников, нападения троллей и
политических психозов. Яркие представители: Switchfoot, Radiohead и
Betty Serveert.
IDM: Это аббревиатура от Intelligent Dance Music. Правда. Нет, правда. Я серьезно. Они действительно так это называют. Правда.
Перевод Sergei
похожие статьи:
Elvis & JXL 30#1 HITS
Axxis “Time Machine”
Mogwai: Happy Songs For Happy People
Neil Young Greendale
на главную