SeeSaw online musical magazine SeeSaw online musical magazine
 
 
о концертах рецензии статьи архив Анонсы
   
 
The Rock Lexicon

The Rock Lexicon

Краткий словарь трудноразличимых жанров, написанный специально для дотошных, но неопытных слушателей, составленный Чаком Клостерманом (Spin).

«Я больше не читаю твой журнал», — сказала моя тридцатишестилетняя сестра, когда мы ехали на машине, взятой в прокатной фирме. «Я больше не читаю твой журнал, потому что все твои парни пишут про emo, а я не понимаю его».

В тот момент слова сестры меня очень заинтересовали. Я абсолютно не мог понять, что ей может не нравиться в emo, и (как мне показалось) эта тема как нельзя лучше подходила для десятиминутного разговора в арендованной машине. Возможно, она считает emo слишком фаллоцентричным жанром? Или упрощенные последовательности аккордов кажутся ей банальными? А может просто эта музыка не трогает ее? Я задал ей все эти вопросы и стал ждать ответа. Но он оказался не тем, что я ожидал.

«Нет, нет», — сказала она, — «Когда я говорю, что не понимаю emo, я имею в виду, что не понимаю значения этого слова. Может оно латинское? Но я видела много шуток в твоем журнале об emo и но одна меня не рассмешила, потому что я не представляю, что может быть смешного в предмете, о котором я никогда раньше не слышала».

В дальнейшем это послужило началом вдохновенного диалога, в котором я говорил вещи типа: «Emo — это сокращение от слова эмоциональный», а она говорила вещи типа: «Но вся поп-музыка наполнена эмоциями», и я пояснял, говоря: «Технически, это стиль панк-рока, в котором больше внимания уделено внутреннему миру человека», а она: «Это звучит так скучно!». Затем я упомянул Энди Гринвалда (Andy Greenwald, автор книги Nothig Feels Good: Punk Rock, Teenagers, and Emo), а она спросила: «Не тот ли это Энди Гринвалд, что играл защитником в Pittsburgh Steelers в конце семидесятых», а я язвительно заметил: «Нет. Это был Эл Си Гринвуд (L.C. Greenwood), и я готов спорить, что он не смог бы назвать ни одного из учатсников группы Senses Fail».

Но не смотря на эту семейную сцену, я вынес кое-что важное из этого разговора: чтение журналов о рок музыке должно быть часто сбивает с толку людей слушающих рок от случая к случаю. Всякий раз, когда журналисты пишут про музыку, они пользуются терминами, определяющими разные жанры, так, как будто это само собой разумеется, и даже описывают музыку той или иной группы, причисляя ее к тому или иному жанру. Частенько музыканты описываются, как приверженцы сразу двух малопонятных жанров. Все это очень напоминает формулы звуковой математики. Как бы то ни было, зачастую только это спасает, хотя такого рода описания понятны лишь людям, достаточно посвященным в рок-лексикон. Этот словарь, на мой взгляд, сделает правила игры одинаковыми для всех.

Я старался.

DISCO METAL: Это довольно быстрый, среднетяжелый гитарный рок, под который кто-нибудь (например, стриптизер) смог бы танцевать. Много композиций в таком стиле записала группа White Zombie. Как ни странно, подобного нельзя сказать о таких тру-металлических командах, как Van Halen, Kiss, которые писали откровенные диско песни («I Was Made For Lovin’ You», «Dance the Night Away»). Никто не знает почему.

SHOEGAZE: Музыка людей, которые смотрят на свои ботинки, пока играют. Вероятно, это происходит из-за стыда, который испытывают музыканты, исполняя такую странную музыку, да еще перед извращенцами.

POST-ROCK: Музыка этого жанра получается, когда группа рок-музыкантов исполняет музыку, пользуясь традиционными для рок-музыки инструментами, для публики, которая обычно слушает рок, за исключением того, что эта музыка — не рок, а в песнях совсем нет слов. Ярким представителем этого жанра является группа Tortoise, и приверженцами пост-рока, чаще всего являются люди, считающие нормальным такое название для музыкального коллектива.

PSYCH: (от слова «психоделический»). Смысловая приставка psych всплывает довольно редко, это зависит от сиюминутных веяний моды. Вам возможно доводилось слышать о жанре psych folk (чаще всего применяемый по отношению к музыкантам из цеха Devendra Banhart) или psych country (жанр, который в заснеженной России зовется шансоном) или psych rock (определение, которое дает своей музыке Courtney Taylor из Dandy Warhols). Я затратил огромное количество сил, для того чтобы осознать принцип, по которому та или иная музыка называется психоделической, и добился неоспоримого результата: это музыка, написанная наркозависимыми людьми для наркозависимых же людей. Если, например, вы участник квартета тувинского горлового пения и все четверо из вас начали принимать мескалин (и дети, что ходят на ваши концерты, принимают кислоту еще на парковке, до того как зайти в клуб), значит теперь вы исполняете психоделическое тувинское горловое пение. Вот и весь принцип.

GRIME: Почти два года назад я попросил двух знающих людей из Spin объяснить мне что такое grime. «Не волнуйся на это счет. Тебе это никогда не понадобиться. Это абсолютно бесполезное знание», — ответили они оба. Но не прошло и двух недель, как grime стали упоминать в разговорах сразу по многим причинам. Обычно, grime упоминался следующим образом: разговор заходил о Dizzee Rascal или о The Streets, о них упоминали, как о музыкантах играющих в этом жанре, и тут же осекались: дескать, это все равно не настоящий grime. Все что я сейчас знаю о grime так это, то что это британский рэп, похожий одновременно на garage и 2-step, причем garage надо произносить так же как marriage. Темой песен, предположительно является жизнь бедных районов Лондона. Если кто-нибудь все-таки понял что такое grime, пусть напишет мне на электронный адрес cklosterman(koshka)spin.com. Но не забудьте указать в теме письма This is about grime, чтобы я точно знал, куда выкидывать это письмо.

FASHION ROCK: Концепция fashion rock вращается вокруг идеи доведения до обнищания из-за того, все те малые деньги что есть у музыкантов, они тратят на стильную одежду (и, возможно, кокаин). Вкратце, люди, играющие fashion rock, стремятся выглядеть как бродяги с очень хорошим вкусом, что само по себе не ново (похожий стиль поведения был присущ жанру gutter glam в Лос Анжелесе у волосатых рокеров восьмидесятых, а так же жанру mod популярный у английских укурков в конце шестидесятых). Если серьезно, то как бы этот жанр не зависел от одежды, музыканты играют довольно схожую музыку, эдакий разгильдяйская, само повторяющаяся британская копия The Strokes (лучшим примером является группа The Libertines, но наиболее характерным — The Killers, эти даже не удосужились быть британцами).

RAWK: Это то, как парни, сколотившие группу, для того чтобы встречаться с порно звездами, произносят слово rock. Также это применимо к длинноволосым гитаристам, не умеющим играть соло.

PROG: Были времена, когда этот жанр определялся очень легко и абсолютно все знали кто играет такую музыку: Jethro Tull, ELP, Yes и другие своеобразные, помпезные мужики, вооруженные огромным числом синтезаторов в середине семидесятых.
Это была довольно забавная эра рок музыки. Лучшим примером для нее стала песня «21st Schizoid Man», записанная группой King Crimson в 1969 году. В ней пелось про неизлечимого психа из далекого будущего. Между тем, это композиция тогда являлось манифестом prog rock. Как же в настоящий момент следует понимать этот термин? Для того чтобы в 2005 году стать королем прогрессива музыканту необходимо просто делать две вещи из этого списка:

  • Писать длинные песни
  • Писать песни с соло
  • Писать песни про мифических животных
  • Писать песни, которые ненавидят девушки
  • Отрастить бороду
  • Постоянно отказываться от интервью
  • Упоминать Dream Theater в числе групп повлиявших на его творчество
  • Утверждать, что он работает над двойным альбомом
  • Утверждать, что он работает над рок-оперой
  • Пытаться играть heavy metal для людей, которые не любят heavy metal
  • Отказываться от участия в собственных клипах
  • Делать хорошую музыку для трипов, при этом не употребляя наркотики
  • Использовать лазеры при любой возможности
  • Знать группу Dream Theater

MUSK OX ROCK: Комбинация густого гранжа девяностых с эфимерной тягучестью исландских артистов, вроде Bjork или Sigur Ros, крепко замешанное на гитарных рифах, пытающихся повторить манеру таяния ледников, нападения троллей и политических психозов. Яркие представители: Switchfoot, Radiohead и Betty Serveert.

IDM: Это аббревиатура от Intelligent Dance Music. Правда. Нет, правда. Я серьезно. Они действительно так это называют. Правда.

Перевод Sergei

похожие статьи:
Elvis & JXL 30#1 HITS
Axxis “Time Machine”
Mogwai: Happy Songs For Happy People
Neil Young Greendale


на главную



статьи
Интервью группы Барабанда
Интервью группы Полюса
Cruachan интервью
Pulp — Help The Aged
Stanley Clarke and George Duke Project
The Please: о группе
The Rock Lexicon: словарь музыкальных жанров
Статья о группе Arctic Monkeys
LastFM
Arcade Fire
Iron Maiden — Powerslave
Гражданская Оборона
Moby рассказывает о Hotel
ОRАNЖ
lcd soundsystem interview
Группы влияния
SeeSaw: Russian Winter '03-'04
Ямайские саунд-системы
интервью со Spitalul di Urgent
Перевод Wish You Were Here
Интервью с INTERZONA
анализ концертов Леонида Фёдорова
Биография Марли
Шоколадный Пушкин

рецензии
Polytechnic Down Til Dawn
Cut City — Exit Decades
Bear Colony — We Came Here To Die
OST «Клуб Shortbus»
Patrick Wolf — The Magic Position
The Shins — Wincing The Night Away
The Frames — The Cost
Umbrellas — Illuminare
Би-2 Молоко
Butchering The Beatles Tribute
The Decomposers  — Moans From The Cesspits
Corvus Corax — Venus Vina Musica
Evanescence — The Open Door
SeeSaw: Beck — The Information
Ария «Армагеддон»
Altera Forma — Asta La Vista!
Meldis — Отдохни, волшебник
The Killers — Sam's Town
Scissor Sisters: Ta-Dah!
Iron Maiden — The Matter Of Life And Death
Rabia Sorda — Save Me From My Curse
Steven Seagal — Mojo Priest
UpStructure — When evenings becomes nights
Elakeleiset Humppasirkus
Brazzaville East L.A. Breeze
FeindFlug DVD
Samael — Era One
Сонные Мишки — Sweetsmoke
Red Hot Chili Peppers — Stadium Arcadium
Straight Land Refractory
Knopfler — All The Roadrunning
Дети Picasso Глубина
Элегия Легенда Спящей Луны
Маркшейдер Кунст — Рыба
Rage — Speak Of The Dead
Аквариум — Беспечный Русский Бродяга
Макаревич и Окуджава
Mujuice Still
The Rolling Stones: A Bigger Bang
McCartney Chaos and Creation
Ногу Свело.Идем на восток!
Барабанда. Мудала.
Frenesia. Garden of Stones
Lazy Day «Full Pool»
Balanescu Quartet Possessed
Tom Waits. Real Gone
Antony and The Johnsons I Am a
Tracktor Bowling: Черта
Graham Coxon Happines in Magaz
The Vines Winning Days
Beth Gibbons & Rustin Man Out
Kruger ‘No Компромисс’
Mayhem: Chimera
Eyes Of Alice Cooper
UDO “Thunderball"
Axxis “Time Machine”
Ravager “Naxzgul Rising”
Maximize The Misery
Iced Earth: The Glorious Burde
Звуки МУ, “Зелененький”
Lamb Beetween Darkness and

о концертах
Барабанда — Пироги За Стеклом
Tango Seduccion
Gaudi Arena Halloween
Octoberfest в Точке
Free Art Show — День второй (Tabula Rasa)
Free Art Show — День первый (Б2)
Tequilajazzz в Апельсине 30.09.06
Anathema в Точке 22.09.06
Ришар Бона
Devendra Banhart
Electrelane
King Diamond @ ДКГ
ELO в ApelsinClub
Глубина — презентация
Funky Land в Black & White
Moonspell @ Точка
Маркшейдер Кунст в "Икре"
Kompakt @ Gaudi
Asian Dub Foundation в клубе Б2
The Bays в Гауди Арене
Danny Howells @ Gaudi Arena
Гоа Гил около Москвы.
Бал Медалистов. УмаТурман.
концерт British Sea Power
Гауди Арена: Открытие и Darren Price
Фестиваль InProg-2005. День первый
День рождения Ричи Блэкмора в Б2
Уровень Жизни в 888
Гарик в Горбушке
Jethro Tull, 23-24 марта
Уровень Жизни в Ультре
StereoLeto 2004 vol.1
The Silver Mount Zion Memorial
Телеграфная Дорога в Матрице
Рада и Терновник в Оги
«Герои Рока» в Лужниках
День рождения Марли
Аукцыон. Зимы не стало.