«Ария» альбом «Армагеддон»
Последний закат Арии
Относиться к продуктам творчества коллективов, славные времена которых в прошлом (порой — в далеком), можно по-разному. Можно просто плюнуть по принципу «все равно ничего хорошего уже не будет», можно в истерике кричать, что «они все такие же», можно посмотреть на, так сказать, процесс деградации.
В сентябре вышел десятый студийный альбом «Арии». Что характерно, половина этой десятки была записана за первые шесть лет существования группы, а на удвоение музыкального тоннажа ушло полтора десятилетия. Но не потому, что шел долгий процесс шлифования материала или поток творческих новаций никак не мог превратиться во что-то конкретное. Просто выпускать было особо нечего. Фактически шевелиться музыканты начинали только тогда, когда какие-то внешние события заставляли их это делать. И результаты этого шевеления год от года все хуже и хуже.
2006 год… Весна. Понятны две вещи: 1) давно ничего не выпускалось; 2) и выпущено не будет, потому что группа постоянно катается по стране, «отмечаясь» на фестивалях и играя по провинциальным ДК, циркам, домам офицеров и т.п. И вот, о чудо, в сентябре выходит альбом. Ну не странно, а? Как говорится, не было ни гроша, а вдруг алтын…
Название и эстетика в целом приближаются к высокой планке, некогда заданной коллективом «Аццкая сотона». Впрочем, «Ария» штурмует эту высоту уже последние лет десять, и каждая попытка все лучше и лучше. Открываем сайт легендарной группы, читаем тексты (ибо это единственное место, где можно понять, что же на самом деле означает тот или иной речитатив). Опа! — монополию М.Пушкиной нарушили Н.Кокарева и И.Лобанов. Уж не та ли это Нина Кокарева, что некогда подарила русскому року нетленный шедевр:
Один забыл о нервах,
Когда другой кричал
В ответ на правду жертвы
Есть плаха палача.?
Она, родимая. Про Игоря Лобанова известно, что помимо парочки текстов он ответственен за дизайн и верстку альбома, а вообще играет «альтернативу» в группе
СЛОТ.
Эстетика с обложки, в общем, плавно переходит и в тексты. Нужные слова расставлены в нужных местах: зло, вороны, империя, война, атомный смерч, король, мессия, дьявол, викинг, тьма, битва, смерть. Более содержательные фразы из текстов потихоньку вычищаются, видимо, за ненадобностью. Зато к джентльменскому набору добавляются новые понятия: «кровь сарацин возродит алый крест», «страшный вой молитвы», «чужого зла прикосновенье». Классика-классикой, а «веяния времени» надо учитывать. Да и аудитория, хотя за двадцать лет сместившаяся в сторону гопников уже не старшего, а среднего школьного возраста, все же должна иметь возможность самостоятельно додуматься до того, что же такое «чужое зло» и как с ним надо бороться. Недогадливым двоечникам дядя Володя Холстинин даст подсказки в своих интервью.
Переходим к музыке. Стадия готовности альбома в момент выпуска, видимо, составляла что-то в районе 40%. Половина «композиций» представляет собой какой-то конгломерат, эдакий сборник упражнений для гитаристов (судя по все более жестким и тяжелым риффам — с уклоном в «рамштайн»). В эту недружелюбную среду могут совершенно неожиданно свалиться проигрыш на «акустике», выкрутасы на ударной установке или «синтетика». Иногда эти куски накладываются друг на друга, превращаясь в какофонию, иногда, напротив, разделяются драматической паузой. Кому-то, конечно, это покажется экспериментами со звучанием и ритмом, но куда вероятнее, что это просто сваленный в кучу недоработанный материал. То же, что доведено до какой-то кондиции («Последний закат», «Чужой», «Свет былой любви») звучит откровенно скучно.
«А плагиат-то на новом альбоме есть?» — спросят самые любопытные. А куда ж без него. Основной рифф «Викинга» позаимствован из St. Anger, гитарные проигрыши из «Крови Королей» взяты из мейденовского Sign of the Cross, парочка вступлений создана явно не без участия скандинавского рока. Плюс всякая мелочевка — традиционная и не очень. Ну а главным источником плагиата является творчество самой «Арии» — все это уже было, порой дословно, порой неоднократно. К примеру, основная тема «Нового крестового похода» не что иное, как фрагмент «Бала у князя тьмы» трехлетней давности, а рифф куплетов «Крови Королей» представляет собой повтор «Дезертира». Словом, вспоминается анекдот про новый хит металлической рок-группы, участники которой не помнят, был он сыгран третьим или пятым номером на концерте и был ли сыгран вообще.
Впрочем, на обсуждаемом альбоме хитовых вещей нет. «Чужой», выбранный для раскрутки просто потому, что был записан раньше остального, на эту роль не тянет. Вообще, из общего серого фона чуть выбивается последняя песня «Твой день», вызывающая хоть какие-то эмоции. Но она не спасает альбом, потому что спасти его просто невозможно. По десятибалльной шкале он тянет где-то на 4, не больше.
Словом, вряд ли юбилейному диску «Арии» светит коммерческий успех, так что непонятно, для чего, собственно, группа его выпустила. Чтобы опровергнуть слухи о скором уходе вокалиста и грядущем конце своей деятельности?
Может, и правда, пора завязывать?
VAR
на главную