Фестиваль InProg-2005. День первый
Любители серьезной рок-музыки с нетерпением ждали
фестиваля InProg'2005. Это было, заметно, например,
по обсуждениям на форумах. Организаторы поставили перед
собой очень тяжелую задачу: оторвать толстобрюхих любителей
прог-рока от диванов/компьютеров и вытащить послушать музыку
живьем. Причем выманить их и на русские группы.
Проблему привлечения зрителей организаторы решали просто:
пригласили звезд. Причем таких, которые соберут именно
ценителей прог-рока. Шведская группа Samlas Mammas Manna —
ровесники недавно приезжавших Jethro Tull, это люди,
сохранившие творческую активность и оригинальность.
Первый день естественным образом разбился на "что-то там играют" и
"Samlas". Первую часть представили четыре группы:
Затерянный Мир, А.Сучилин & До Мажор Нео,
Tanquam (Ярославль), Невидимый Фронт.
Зрители InProg'2005 медленно разогревали себя пивом и толпились в
центре зала, не подходя к сцене.
Затерянный Мир
представил очень разнообразную программу.
Разнообразие было и в стилях, и в оригинальности.
Пара первых композиций — замечательный арт-рок с
запилами на электроскрипке. Но далее… скажем так:
их песенный материал меня не вдохновил.
Не получилось и шоу: местами ребята выглядели как
стушевавшиеся студенты на экзамене.
Андрей Сучилин & До Мажор Нео (фото справа) после
Затерянного Мира выглядели как ветераны. Долго
ставили аппаратуру, настраивались… Две гитары,
клавиши-бас, ударные, много перкуссии.
Группа была представлена как герои прошлого: "одни из
первопроходцев арт-рока в России". Также кругом представлялось,
что Андрей Сучилин прошел школу Guitar Craft Роберта
Фриппа. Что же увидели зрители? Да, школа Фриппа была налицо:
саундскейпы, соло а-ля Фрипп… я такие вещи очень люблю.
Наверное каждая страна должна иметь своего Роберта Фриппа.
Отсутствовала группа: замечательная ритм-секция и супер-работа
гитаристов существовали отдельно. Результат: запомнились индустриальные
звуки гитар без ритма и концовка, когда все взялись за перкуссию.
Сказали, что не смогла приехать группа из Архангельска
под названием Blind Vandal. В перерыве
поставили записи с их альбома. Звучало хорошо.
Tanquam — ярославское трио, играющее готику.
Ударная установка, клавишные, вокалистка. Как ни странно,
народ заинтересовался. После ожиданий фестиваля и первых
двух команд готический звук казался очень экзотическим. Барабанщик, видимо лидер группы, назвал список композиций, которые будут сыграны. Но перед этим произнес какой-то забавный текст по поводу разрешения противоречий между левым и правым полушарием. Впечатления от Tanquama остались такие же, как от любой готики: всё просто, но впечатление производит.
Невидимый Фронт (Invisible Front) выглядли очень грозно и играли то ли тяжелый прогрессивный рок, то ли прогрессивый тяжелый рок. Конкретно и без вариантов: две гитары, бас и ударные. Звучали очень солидно. Но все думали о другом… Ребятам повезло, что зрителей стало заметно больше. При этом все ждали шведов.
Люди активно обсуждали происходящее, говорили о хорошем и плохом, сравнивали группы. Но всё прикратилось с появлением Ларса Холлмера и его группы.
Samla Mammas Manna |
Coste Apetrea | - guitar, voice. |
Lars Hollmer | — keyboards, melodica, voice. |
Lars Krantz | — bass |
Tatsuya Yoshida | — drums, voice.
|
Только с появлением
Холлмера зрители повалил вплотную к сцене. Настраивая звук, музыканты начинали развлекать публику. Когда выступление еще не началось, шоу было в разгаре. Первые "перекрякивания" в микрофон Ларса и Косте напоминали детскую игру и перевели процесс из soundcheck'а в непосредственно выступление.
Coste Apetrea напоминал своими усами и бородкой Заппу. Lars Hollmer вынужден приматывать мелодику к клавишным широким скотчем, но от его эмоциональной игры вся эта конструкция только чудом не развалилась. Tatsuya Yoshida- последнее "приобретение" группы, из токийского дуэта The Ruins, в самые напряженные моменты "по-японски" кричал. Только Lars Krantz казался спокойным в этом безумном ансамбле.
Моё впечатление коротко: Samlas — веселая группа, играющая забавную, сложную импровизационную музыку. Но "импровизационность" — обманчивая. Звучание группы четко организовано. Понимаешь это не стоя у сцены, а слушая альбомы группы. Всегда остается загадка: где грань между задумками и свободной игрой?
Получилось шоу, которое запомнится надолго! Возможно, это будет лучший концерт в Москве за 2005 год. Мы увидели живую музыку: непосредственность (а не клоунада), естественность (даже очень резких переходов), мощь звука (а не "тяжелый" рок). Остается загадкой, как эта жизненность сохранилась за более чем 35 лет существования группы. Может это и есть загадка R.I.O. — альтернатива существующему в шоу-бизнесе отношению к творчеству.
Многие с трудом оторвались от домашнего музыкального уюта ради Samlas. Думаю, что никто об этом не пожалел. Остается сожалеть, что официально (насколько я знаю) не выходило ни одного концертного видео группы. Будем ждать. Может кто-то хорошо записал московский концерт?
Спасибо группе Samla Mammas Manna, спасибо Impaler'у за организацию этого выступления и InProg'2005.
Dmitry Kalinin
похожие статьи:
Фестиваль Free Art Show (день первый — Б2)
Фестиваль Улица Pilsner Urquell
Отчет о фестивале «Нашествие 2002»
Antony and the Johnsons sing back.I am a bird now.
на главную