SeeSaw online musical magazine SeeSaw online musical magazine
 
 
о концертах рецензии статьи архив Анонсы
   
 
Sound System — прототип музыкального лейбла

Ямайские саунд-системы, рождение культуры, борьба титанов

Радио, люди и музыка
Для того чтобы понять феномен саунд-систем, вспомним некоторые особенности формирования ямайской культуры середины века.
В первую очередь стоит упомянуть о появлении радио, которое как и в любой другой стране, изменило музыкальную жизнь Ямайки. Первая ямайская радиостанция ZQI вышла в эфир 17 ноября 1939 г благодаря Джону Гринану, предпринимателю из Кингстона, который передал в дар правительству острова любительский коротковолновый радиотранслятор. В 1940 году эта радиостанция транслировала передачи всего лишь один час в неделю. В основном это были новости и информация общего характера. Но вскоре радиостанция начала передавать музыкальные программы как в прямом эфире, так и в записи (в основном с британского BBC). Стилистика программ была самой разнообразной начиная с классической европейской музыки и заканчивая национальной латиноамериканской. В редких случаях это были классические мелодии ямайской фолк музыки. Вплоть до 1947 года радиотрансляции длились примерно 4 часа в неделю и производились только в дневное время. Влияние ZQI на национальную музыкальную культуру было минимальным, поскольку до 1950 года количество радиоаппаратов не превышало 23 000, а количество слушателей составляло примерно 100 000.
В июле 1950 года появляетсяся RDR — первая коммерческая радиостанция на острове. Она быстро вытесняет ZQI. Количество слушателей неуклонно растет и к 1956 году достигает 600 000. Музыкальные программы Calypso Corner, Treasure Isle Time, Geddes Grant Hour of Music, Reynolds Hour of Music и многие другие передавали в основном общедоступную музыку американских поп исполнителей, которые хотя и пользовались популярностью, но явно не отвечали запросам ямайских слушателей, так как были в основном расчитаны на средний класс американского общества.
Все это происходило в эпоху, когда среди темнокожего населения америки и стран карибского бассейна превалировал ритм энд блюз.Поэтому многие ямайцы начали настраивать свои приемники на радиостанции юга США: WLAC из Нэшвила, WNOE из Нового Орлеана и WINZ из Майями, которые уделяли такой музыке значительно больше эфирного времени.
Единственным чисто национальным музыкальным стилем на Ямайке был менто. Но из за невозможности записи и распространения дисков с такой музыкой на Ямайке, множество релизов с зажигательным ритм энд блюзом начали вытеснять менто. Особой популярностью пользовались композиции "Choo Choo Chi Boogie" Луиса Джордана (Louis Jordan), "One Scotch, One Bourbon, One Beer" Амоса Милборна (Amos Milburn), "Blood Shot Eyes" Уйанони Харриса (Wynonie "Mr.Blues" Harris), а также музыка Лаки Миллиндера (Lucky Millinder), Смайли Льюиса (Smiley Lewis), Роско Гордона (Roscoe Gordon), Биг Джо Тернера (Big Joe Turner), Ти-Боун Уокера (T-Bone Walker) и других артистов записывающихся в основном на лейблах King Records из Цинциннатти и Aladdin из Лос Анджелеса. Бесспорным авторитетом среди ямайцев и будущих ямайские звезд-музыкантов пользовались чернокожие североамериканские исполнители Джонни Эйс (Johnny Ace), Чарльз Браун (Charles Brown), Билли Экштайн (Billy Eckstine), Нэт Кинг Коул (Nat "King" Cole), Айвори Джо Хантер (Ivory Joe Hunter).
Америка в это время заслушивалась и сходила с ума от первых рок исполнителей Фэтса Домино (Fats Domino), Литтл Ричарда (Little Richard), Чака Уиллиса (Chuck Willis). Заметим, что ямайские слушатели предпочитали более взрослый и "черный" R&B. Это сыграло принципиальную роль в формировании ямайской музыкальной культуры двадцатого века. Ведь именно в ритм энд блюзе, который по происхождению был африканской музыкой (впрочем как и менто) впервые произошел пренос акцента с первой и третьей на вторую и четвертую доли такта.
Удивительно, но в то же время электрический блюз дельты Миссисипи, который исполняли Мадди Уотерс (Muddy Waters), Хаулин Вульф (Howling Wolf) или Б.Б. Кинг (B.B.King) никогда не интересовал Ямайку, хотя условия жизни негритянского населения дельты и Ямайки были очень похожи. Негры юга США, также как и жители Ямайки, страдали от гнета рабовладельцев на плантациях, и в 50-х годах произошли практически идентичные социальные изменения — массовая миграция из деревни в город. Может быть, безразличие ямайцев к дельте было связано с географическим расположением Ямайки. Ведь ни Миссисиппи ни Чикаго никогда не попадались на пути ямайским эмигрантам, покидающим родину в поисках работы на плантациях сахарного тростника на юге США. С другой стороны, ямайские жители никогда не "славились" меланхоличным характером, и посему пессимизм, характерный для блюза, не привлекал их внимания
Еще одним фактором (и возможно самым важным), который повлиял на возникновение саунд систем, было шаткое экономическое положение большинства жителей Ямайки. В 1950 г., чтобы обставить квартиру, рядовому жителю требовалось несколько лет работать, наряду с тем, что у североамериканца на это уходило всего лишь 5% его годовой зарплаты. К тому же, среди бедного населения, лишь немногие могли себе позволить приобрести стерео, не говоря уже об оборудовании, способном передавать звук высокого качества

Cаунд-системы
Все это послужило причиной возникновения в 1948 г. такого явления как саунд-системы. Внешне это выглядело следующим образом: энтузиасты от музыки (сейчас бы их назвали ди-джеями) с большим количеством переносной аппаратуры крутили музыку на танцах, фестивалях, частных вечеринках, в парках и ночных клубах того времени. В основном использовались пластинки ритм энд блюза, джаза и американской поп музыки. Доля национальной музыки была минимальна, и это понятно, так как на Ямайке все еще не было звукозаписывающих студий и даже популярные тогда бэнды Эрика Дина (Eric Dean) и Рэдвера Билли Кука (Redver Billy Cooke), которые одними из первых включили в свой репертуар новые ритмы, не могли выпустить свой материал. Появились персонажи, которые отправлялись в США и возвращались без единой монеты, но зато с огромным количеством дисков, чтобы ставить их на своих начинающих пользоваться популярностью "дискотеках".
Первые саунд установки состояли всего лишь из одной вертушки, одного усилителя и динамиков. Все это было приобретено по самым низким ценам и поэтому не отличалось высоким качеством. Однако для большинства жителей Ямайки и это было словно манна небесная и воспринималось ими как один огромный диск-проигрыватель. К середине 50-х эти саунд установки были вытеснены более мощной и качественной техникой, и успех саунд систем теперь был обусловлен не только количеством дисков и разнообразием музыки, но и мощностью басов.
Во второй половине 50-х появляются динамики, более известные как House of Joy («дом радости») сконструированные Хидли Джонсом (Headly Jones). Они были размером примерно со шкаф, а мощность их звука естественно впечатляла ямайских прото-ди-джеев. Появляется, если так можно сказать, новая каста «зажигателей», которые устраивали свои шоу почти каждую ночь. Они переезжают с места на место в окрестностях Кингстона, перевозя все свое оборудование на грузовиках.
Самыми популярными местами скопления народа и музыкантов были Jubilee Tile Gardens на King Street; Chocomo (Choc-O-Mow) Lawn на Wellington Street; Barbeque на Fleet & Tower Street; Union Hall, Carnival Hall, King's Lawn и Forrester's Hall на North Street; Bull Head Lawn на Central Road в Trench Town или Pioneer Lawn и Barrel "O" Lawn в Jones Town. Эти примитивные танцплощадки (dancehalls) представляли собой участок местности, в основном в гетто Кингстона, расположенный неподалеку от бара (понятно с какой целью J). Иногда такие вечеринки происходили в залах, например в Club Monaco на St.Thomas Road или на окраине города: Prison Oval рядом с тюрьмой на окраине Spanish Town или Cane Hill (Тростниковый холм) неподалеку от каменоломни на востоке столицы. Эти безумные первопроходцы в области ди-джейства заставляли танцевать весь остров.
Первыми, кто начал привозить диски с R&B на остров, были те самые мигранты, которые уезжали на юг США в поисках работы на плантациях сахарного тростника в конце 40-х. Первые «ди-джеи» или sound system men (аналога понятия в русском языке нет) были уже более состоятельными людьми и уезжали в США по делам коммерции.

Первые ди-джеи
По словам известного даб-музыканта Банни Ли (Bunny Lee): "Первым "ди-джеем" тех времен был некто Гуддис (Goddies), потом появились Каунт Ник (Count Nick "the Champ") и Каунт Джон (Count John "the Lion"). Самой известной и популярной песней была "Hello Everybody" Каунта Ника, и когда он направлялсяся на Maxfield Avenue — толпа была в полном восторге".
Вопреки сложившемуся мнению Томас Вонг (Thomas Wong), китайский предприниматель, более известный как Сэр Том "the Great" Себастиан (Sir Tom "the Great" Sebastian), не был самым первым владельцем звуковой системы и ди-джеем. Были также Уинстон "Каунт Матчуки" Купер (Winston "Count Matchukie" Cooper — кстати по словам Стива Барроу, первый, кто запел chick-a-took, chick-a-took на слабую долю) в качестве маэстро церемоний, и Дюк Вин (первый, кто запустил саунд систему в Лондоне в 1955 г., эмигрировав туда за год до этого, как один из лучших sound system men). Они были самыми популярными на тот момент.
Сам Каунт Матчуки так комментирует это: "Существовали и другие группы и саунд системы, но Том был первым обладателем такой саунд-системы, которая обладала достаточно мощным звуком, чтобы собирать большую аудиторию и развлекать людей".
Также Матчуки объясняет, как он стал ди-джеем на саунд системе Тома: "Однажды ночью Том попросил меня заменить его в Forrester`s Hall, в то время как он отлучится, чтобы купить напитки для дальнейшего пиршества. Когда он вернулся, то отчитал меня за то, что я поставил другой диск. Я объяснил ему, что просто поставил диск никому неизвестных исполнителей из его же коллекции. Все вокруг подумали, что это были новые модные композиции и они всем понравились. Так началась моя профессиональная карьера.
На самом деле, Великий Том был на пике популярности до середины 50-х годов, то есть до прихода «Большой тройки» или «Тройки гигантов» ("The Big Three"), которая завоевала дансхоллы до конца десятилетия. Жестокая конкуренция между саунд системами в центре города сломила Тома, и он был вынужден перебраться в отдаленные районы Кингстона, где открыл клуб Silver Slipper на Cross Roads. В один печальный день, предположительно по причине финансовых проблем, Том покончил жизнь самоубийством, соединив выхлопную трубу с салоном машины. Немногим позже, клуб Silver Slipper сгорел, оставив после себя горстку пепла. Так трагически закончилась карьера одного из самых известных ямайских «ди-джеев» начала пятидесятых.

«Большая тройка» и другие
Но в середине 50-х годов на Ямайке появляются новые влиятельные музыканты и продюссеры. Конечно же прежде всего это «Большая тройка»: Клемент Сэймур Додд (Clement Seymour Dodd) по прозвищу Коксон (Coxsone), саунд-система которого называлась Sir Coxsone`s Downbeat (она состояла из четырех машин с аппаратурой, которые играли в одно и то же время в разных местах острова; Артур "Дюк" Рейд (Arthur "Duke" Reid), который тоже был владельцем мульти-саунд-системы под названием The Trojan (которая впоследствии превратилась в звукозаписывающую компанию Trojan Records); и Винсент "Кинг" Эдвардс (Vincent "King" Edwards), саунд система которого получила название The Giant и была самой популярной вплоть до 1959 года.
Среди других популярных саунд-систем можно назвать системы Junior Sebastian и Son`s Junior, обе на Чарльз Стрит (Charles Street), систему Jack Taylor на Orange Street. Среди первых деятелей движения можно выделить Роя Уайта (Roy White), который играл в основном блюз и джаз; ди-джеев системы V-Rocket, славившимися своими балладами, которые звучали после полуночи; Lord Koos и Doc's "the Thunderstorm" которые одно время даже были соперниками "Большой тройки"; Ллойда "Матадор" Дэйли (Lloyd "the Matador" Daley), у к-рого ди-джеем был известный Гленфорд Хиггинс (Glenford Higgins); Каунт Пи (Count P), владелец Count Boysie; Космический Адмирал (Admiral Cosmic) и Каунт Пия Смит (Count Piah Smith "the Blues Blaster").
Все они были первыми музыкальными героями Ямайки. В своих именах они очень часто использовали различные титулы, сатирический смысл которых, способствовал сближению с народной культурой Ямайки. То же самое происходило и в среде музыкантов ямайского стиля менто. Нетрудно заметить, что это происходит и до сих пор в среде современных ди-джеев.
Конкуренция между саунд-системами была очень жестокой. Фанаты и последователи саунд-систем и их владельцев в значительной степени отличались от, скажем, фанатов футбола. Одну неделю они могли балдеть от дискотек Коксона, а на другой неделе с превеликим удовольствием расхваливать шоу Дюка Рейда. Поэтому смешивая алкогольные напитки и различные музыкальные стили (в основном R&B на пластинках с 78 оборотами), владельцы саунд-систем превратились в своеобразных воинов устраивающих настоящие музыкальные сражения. Они контролировали свои территории используя оглушительно громкие динамики, звук которых заставлял танцевать толпы народа. Далеко в деревне, благодаря открытому пространству и ночной тишине, звук распространялся в радиусе 3 километров, тем самым мешая спать людям, жившим неподалеку.

Соперники
Двумя самыми яростными соперниками были Коксон Додд и Дюк Рейд.
Музыкальная карьера Коксона Додда (род. 26 июня 1932 г.) начинается в начале 50-х годов. Тогда он помогал мастерить динамики для саунд-систем первым их владельцам (тем самым sound system men), которые разъезжали по всему острову со своими танцами на свежем воздухе. Сам Коксон был одним из тех, кто эмигрировал на юг США в качестве работника на плантациях сахарного тростника; там же он приобрел собственное оборудование. Поначалу Коксон проигрывал диски у входа в винный магазин своей матери Dodd`s Liquor Store в угоду клиентам. Его отец, управляющий пристанью в столице, доставал сыну диски ритм энд блюза, свинга и би-бопа, благодаря имеющимся связям с экипажами североамеринканских барж, заходивших в Кингстон. Этот опыт был весьма и весьма успешным для молодого Коксона, и пополняя свою коллекцию дисков и обновляя свое оборудование, к середине 50-х годов у него уже была своя саунд система, легендарная Sir Coxsone`s Downbeat, которая располагалась на углу Beeston Street.
Ди-джеем Коксон нанял Графа Матчуки (Count Matchukie), который мастерски имитировал jive — быстрый жаргон ди-джеев американских радиостанций. По словам Дюка Вина, это началось, когда Коксон, вернувшись из очередной поезки в США, сказал Матчуки: "Я слышал, как один человек на радио говорит во время звучания дисков. Парень, я хочу, чтобы бы ты делал тоже самое". По началу Матчуки только объявлял название песен. Но со временем он и другие ди-джеи, такие как Опи (Opie) и Уинстон Спаркс (Winston "King Stitt" Sparkes) начали сочинять различные рифмовки и импровизировали пока играла музыка. Впоследствии это получило название toasting или дегустация, потому как Чуки (сокр. от Матчуки), представляя что-нибудь новенькое, всегда начинал так: "Канадская француженка-домохозяйка испекла новый музыкальный бисквит!!!". Успех команды Коксона был ошеломляющим! К 1957 году существовало три самых известных саунд-системы, где лидировали Матчуки, Рэд Хоуптон (Red Hopeton) и Уинстон Спаркс. Последний объединился с Коксоном.
Дюк Рейд родился в 1915, однако в интервью в 1991 г. его жена сообщила, что он родился в апреле 1923 г. Рейд был полицейским в течении 10 лет до того, как начал работать с процветающим магазином, которым управляла его жена Люсиль. Чтобы увеличить объем продаж, Рейд задумал зазывать потенциальных покупателей музыкой и для этой цели приобрел динамики и основал саунд систему в начале 50-х годов. Это совпало с возрастающим интересом ямайцев к танцам и Рейд стал устраивать дискотеки рядом с магазином. Такого успеха от своей затеи Рейд не ожидал, и вскоре его саунд-система превратилась в одну из лидирующих в городе. Все это происходило при помощи его соратников: Катингса (Cuttings), Бугси (Boogsie), Остина (Austin) и Сонни (Sonny). Именно в это время Рейд получил прозвище The Trojan, в честь марки огромного грузовика, в котором он перевозил свою аппаратуру. В память о времени, отданном работе в полиции, Рейд везде и всегда таскал с собой оружие, то есть то, что никаким боком не было связано ни с магазином — продажей алкоголя, ни с музыкой. Коксон шутил, говоря, что Рейд тащит за собой пистолет даже когда идет в сортир.
Майкл Томас (Michael Thomas) в одной из статей для журнала "Роллинг Стоун" (Rolling Stone) так описывал Рейда: "Дюк Рейд по жизни приходил на свои танцы в армейском плаще, с золоченой короной на голове, с кольтом 45 калибра, с ружьем наперевес и лентой патронов поперек груди. Так же он обожал надевать золотые перстни на все пальцы, включая большой. В таком виде он являл собой смесь голливудского гангстера и представителя аристократии. Во время звучания дисков он брал микрофон и начинал ди-джействовать, повторяя: "Проснитесь-проснитесь! (Wake-it-Up! Wake-it-Up!) или «Прыгайте и двигайте ногами!» (Jump shake-a-leg!)" Дюк Рейд превратился в нового чемпиона Beat Street и был удостоен чести носить имя "Короля Звука и Блюза" в течении трех лет (1956-58).
Третьим великим ди-джеем того времени был Винсент "Кинг" Эдвардс (Vincent "King" Edwards). По его же собственным словам идею создать саунд-систему ему подал его брат, который написал ему об этом в письме, потому как сам Винсент к тому времени уже успел эмигрировать в США. Он приобрел восьмиламповый усилитель на 50 ватт, и огромное количество дисков; но вскоре осознал, что не может конкурировать с более мощными и прогрессивными саунд-системами. Поэтому он решает создать нечто огромных размеров с мощным звуком. Со своей новой саунд-системой, известной под названием King Edwards The Giant, он начинает выступать в 1955 г. Он играл на Максфилд Авеню (Maxfield Avenue) и Гринвич Фарм (Greenwich Farm) на западе Кигстона до тех пор, пока однажды неподалеку со своей саунд-системой не оказался Дюк Рейд, который был просто сражен наповал музыкальной коллекцией Эдвардса. Начиная с того момента Эдвардса стали приглашать устраивать дискотеки на Beat Street, в музыкальную святую святых того времени. Король Эдвардс, особо не напрягаясь, стал доминировать благодаря своей знаменитой коллекции, отдаленно напоминающей R&B, которую он по крупицам собирал чуть ли не по всему США. К тому же у него была самая мощная саунд-система. Также при помощи самого лучшего ди-джея Рэда Хоуптона (к-рого он переманил у Коксона) Эдвардс стал номером один в Кингстоне на рубеже 50-60 годов, превосходя Коксона и Рейда. В отличие от этих двоих и несмотря на название своей саунд-системы, Эдвардс не был высокомерным и не носил корону на голове. Он был простым тружеником, к-рый добился успеха благодаря тому, что его музыку слышали в радиусе 5 км. Некоторые поговаривают, что он даже не курил и всецело посвящал себя музыке, без к-рой жить не мог. Другим любимым ди-джеем Эдвардса был знаменитый Сэр Лорд Комик "Великий Вуга-Вуга", который первым записал диск под названием "Ska-ing West!", куда вошли знаменитые "дeгустации" Графа Матчуки. Эдвардс, создав звукозаписывающую компанию под названием "Кинг Эдвардс", занялся политикой и в 1965 г. стал членом парламента Ямайки от Народной партии. В конце концов, он бросил и политику и занялся разведением лошадей, демонстрируя столько же таланта в выращивании победителей на скачках, сколько и в способности доставать раритетные диски R&B в 50-е годы.

Талантливый Сесил Кэмпбел
К несчастью "Большой Тройки", в 1959 г. молодой человек по имени Сэсил Бастамент Кэмпбэл (Cecil Bustamente Campbell), более известный как Принц Бастер (Prince Buster), организовал компанию под названием Voice of the People и выступал на Чарльз Стрит (36 Charls Street) рядом с Люк Лэйн (Luke Lane) в Кингстоне. Это новообразование состояло из саунд-системы, звукозаписывающего лэйбла и магазина, где продавалось огромное кол-во дисков. Принц Бастер, который раньше был боксером, начал как последователь Тома Себастиана в конце 40-х годов и был главой одной команды, к-рая перебралась на Люк Лэйн — весьма конфликтную зону в центре Кингстона. Сэсил и его бадна отвечали за порядок на дискотеке Коксона, за тем, чтобы все платили за вход и за выпивку. Voice of the People имела значительно больший творческий потенциал нежели системы Коксона и Рейда. Во многом это было обусловлено талантом Бастера и его ориентацией на национальную музыку Ямайки. Так монополия «Большой тройки» была разрушена.

Война саунд-систем
Иногда две и более саунд-системы соревновались, чтобы выяснить, кто обладает самыми лучшими и эксклюзивными дисками. Например, Дюк Рейд и Коксон приезжали в Майями или Нью-Йорк в поисках самых последних и раритетных R&B дисков на 78 оборотов, и найдя их, сдирали все наклейки, этикетки, названия групп и имена исполнителей, названия звукозаписывающих фирм и вообще все опознавательные знаки. И все это делалось для того, чтобы конкуренты не смогли приобрести то же самое. Благодаря этому названия песен очень часто менялись и даже выдавались за продукт саунд-систем. По словам Дюка Вина, композиция "Coxsone`s Hop" звучала у Коксона в качестве его собственного произведения в течении нескольких лет до тех пор, пока Дюк Рейд не откопал копию этой композиции во время очередной (15-ой!!!) поездки в США. Это оказалась тема Уиллиса Джексона (Willis Jackson) под названием "Later For The Gator" или "Gator Tail". То же самое произошло с двумя синглами "San Diego Bounce" Гарольда Лэнда (Harold Land), который превратился в "Coxsone Shuffle" или "Open Your Eyes And See" Эдди Чамбли (Eddie Chamblee), который всем был известен как "Learn". Рейд открыл что Коксон выдавал за свои темы "Heavy Sugar" Эдди Ламберта (Eddie Lambert) и "Mixing With Dixon" Тэдди Рэйнолдса (Teddy Reynolds). На "сцене" появились проныры (шпионы) и громилы (бандиты), так называемые "плохие люди" Рейда; они стали теми, кто наводил страх на всех жителей острова. И были самыми опасными из «крушителей танцев» ("dance crashers"). Их задача состояла в основном в том, чтобы разносить в пух и прах и выставлять на посмешище музыку других ди-джеев, а также они частенько организовывали драки, потасовки и создавали всякого рода беспорядки, которые конкретно подмочили репутацию саунд-систем. Такие типы, как Дэппер Дэн (Dapper Dan) и Сэм Джегги (Sam Jeggy) действовали как "подкрепление" (либо секьюрити) на танцах Рейда и были зачинщиками саботажа других саунд-систем; они даже кидали камни в ограды дискотек и затевали драки, некоторые из которых заканчивались перестрелками. Однажды Дюк Рейд, которого достал по самое не хочу тот факт, что у Каунта Бакрэма (Count Buckram) была шикарная коллекция R&B музыки, приказал своим приспешникам разгромить в буквальном смысле саунд-установку Бакрэма.
Боксерский опыт Принца Бастера очень ему пригодился в деле защиты собственного дела от таких вот приспешников. Были даже случаи, когда он и его друг Ли Пэрри, работая на Коксона, спасали друг друга и выносили в полубессознательном состоянии после драк и потасовок с ребятами Рейда. Сам Ли Пэрри вспоминает: "Дюк Рейд был очень жестоким человеком и ребят себе подобрал таких же — огромных и злых. Он жил по принципу: если в твоем распоряжении самые отъявленные мерзавцы, значит ты сильнее всех. На деле так и оказывалось. Я был на стороне Коксона, соответственно против Рейда."

Перерождение
В конце 50-х годов музыкальный бизнес на Ямайке переживает своего рода перемену, которая оказала огромное влияние на последующее развитие местных исполнителей и стилей. Потрясающий R&B уже не был столь популярным. В США и началась эпоха рок-н-рола. Черная музыка начала несколько смягчаться, дабы привлечь к себе внимание белой аудитории. Ритм саунд-систем, который ранее зазывал на танцы, ослабевал, яркие и запоминающиеся мелодии стали редкими, а само это занятие приходило в упадок.
С другой стороны, Кинг Эдвардс привез из Америки сотни новых дисков, а Стэнли Мотта (Stanley Motta) начал продавать диски на 78 оборотов, штампованные в Великобритании, добившись этим того, что диски саунд-систем перестали быть уникальными и труднодоставаемыми. Такая ситуация сподвигла владельцев саунд-систем на поиски местных исполнителей, наиболее узнаваемых и популярных на танцах, и их продюссирование. Эта деятельность позволила выйти из тени неизвестности многим ямайским музыкантам; таким, как Оуэн Грэй (Owen Grey), Лаурэль Эйткен (Laurel Aitken), Эрик Моррис (Eric Morris), Уилфрэд Джэки Эдвардс (Wilfred Jackie Edwards). Владельцы саунд-систем переквалифицировались в продюссеров, и с их помощью новоявленные исполнители добились небывалой известности. Музыка и песни Ямайки, поддерживаемые начинающими продюссерами, пережили "второе крещение". Основной стиль ямайской музыки менто жил своей жизнью все это время и к концу 50-х годов стал вновь весьма популярным. Последствия были очевидными: если остров не получал того ритма, который ему был нужен, извне, то сами ямайцы принялись изобретать свою собственную версию R&B. И результатом изобретения стала музыка ска, рокстеди, реггей и даб.

Наше время
В настоящее время культура саунд-систем продолжает существовать на Ямайке. Тропический климат имеет как следствие то, что люди много времени проводят свежем воздухе, а ночью даже малейшее дуновение ветра разносит звук саунд-систем во все уголки острова. Естественно, что смесь звучания музыки и огромного количества танцующего на улицах народа создает особую атмосферу, которая вытесняет всяческое желание сидеть дома и слушать музыку за закрытыми дверями. Даже в самых маленьких деревнях и селениях есть как минимум две саунд-системы, иначе какой смысл — если будет одна, то с кем тогда конкурировать? Саунд-системы до сих пор являются самым главным развлечением на Ямайке. Периодически полиция получает жалобы о "звуковом загрязнении". Без сомнения эти жалобы всегда стараются замять, так как по ночам танцуют все, за исключением того небольшого количества народа, которое пытается спать. В 1997 г. ямайский парламент принял закон, по которому музыка должна быть снижена до определенного количества децибелл в период с 2 до 6 утра. Этот закон, конечно, существует, однако попытки полиции привести его в исполнение происходят крайне редко. Само правительство понимает, что саунд-системы — это гарантия политического спокойствия, так как в случае запрещения ночных танцев под открытым небом большая часть населения просто-напросто восстанет.

Автор — Папа Кико (Quique)
перевод с испанского — Кетцаль
редакция — Краник

Оригинальный материал: www.ska.ru

похожие статьи:
Placebo Sleeping With Ghosts
George Harrison Brainwashed
Lamb Beetween Darkness and Wonder
Dave Gahan Paper Monsters


на главную



статьи
Интервью группы Барабанда
Интервью группы Полюса
Cruachan интервью
Pulp — Help The Aged
Stanley Clarke and George Duke Project
The Please: о группе
The Rock Lexicon: словарь музыкальных жанров
Статья о группе Arctic Monkeys
LastFM
Arcade Fire
Iron Maiden — Powerslave
Гражданская Оборона
Moby рассказывает о Hotel
ОRАNЖ
lcd soundsystem interview
Группы влияния
SeeSaw: Russian Winter '03-'04
Ямайские саунд-системы
интервью со Spitalul di Urgent
Перевод Wish You Were Here
Интервью с INTERZONA
анализ концертов Леонида Фёдорова
Биография Марли
Шоколадный Пушкин

рецензии
Polytechnic Down Til Dawn
Cut City — Exit Decades
Bear Colony — We Came Here To Die
OST «Клуб Shortbus»
Patrick Wolf — The Magic Position
The Shins — Wincing The Night Away
The Frames — The Cost
Umbrellas — Illuminare
Би-2 Молоко
Butchering The Beatles Tribute
The Decomposers  — Moans From The Cesspits
Corvus Corax — Venus Vina Musica
Evanescence — The Open Door
SeeSaw: Beck — The Information
Ария «Армагеддон»
Altera Forma — Asta La Vista!
Meldis — Отдохни, волшебник
The Killers — Sam's Town
Scissor Sisters: Ta-Dah!
Iron Maiden — The Matter Of Life And Death
Rabia Sorda — Save Me From My Curse
Steven Seagal — Mojo Priest
UpStructure — When evenings becomes nights
Elakeleiset Humppasirkus
Brazzaville East L.A. Breeze
FeindFlug DVD
Samael — Era One
Сонные Мишки — Sweetsmoke
Red Hot Chili Peppers — Stadium Arcadium
Straight Land Refractory
Knopfler — All The Roadrunning
Дети Picasso Глубина
Элегия Легенда Спящей Луны
Маркшейдер Кунст — Рыба
Rage — Speak Of The Dead
Аквариум — Беспечный Русский Бродяга
Макаревич и Окуджава
Mujuice Still
The Rolling Stones: A Bigger Bang
McCartney Chaos and Creation
Ногу Свело.Идем на восток!
Барабанда. Мудала.
Frenesia. Garden of Stones
Lazy Day «Full Pool»
Balanescu Quartet Possessed
Tom Waits. Real Gone
Antony and The Johnsons I Am a
Tracktor Bowling: Черта
Graham Coxon Happines in Magaz
The Vines Winning Days
Beth Gibbons & Rustin Man Out
Kruger ‘No Компромисс’
Mayhem: Chimera
Eyes Of Alice Cooper
UDO “Thunderball"
Axxis “Time Machine”
Ravager “Naxzgul Rising”
Maximize The Misery
Iced Earth: The Glorious Burde
Звуки МУ, “Зелененький”
Lamb Beetween Darkness and

о концертах
Барабанда — Пироги За Стеклом
Tango Seduccion
Gaudi Arena Halloween
Octoberfest в Точке
Free Art Show — День второй (Tabula Rasa)
Free Art Show — День первый (Б2)
Tequilajazzz в Апельсине 30.09.06
Anathema в Точке 22.09.06
Ришар Бона
Devendra Banhart
Electrelane
King Diamond @ ДКГ
ELO в ApelsinClub
Глубина — презентация
Funky Land в Black & White
Moonspell @ Точка
Маркшейдер Кунст в "Икре"
Kompakt @ Gaudi
Asian Dub Foundation в клубе Б2
The Bays в Гауди Арене
Danny Howells @ Gaudi Arena
Гоа Гил около Москвы.
Бал Медалистов. УмаТурман.
концерт British Sea Power
Гауди Арена: Открытие и Darren Price
Фестиваль InProg-2005. День первый
День рождения Ричи Блэкмора в Б2
Уровень Жизни в 888
Гарик в Горбушке
Jethro Tull, 23-24 марта
Уровень Жизни в Ультре
StereoLeto 2004 vol.1
The Silver Mount Zion Memorial
Телеграфная Дорога в Матрице
Рада и Терновник в Оги
«Герои Рока» в Лужниках
День рождения Марли
Аукцыон. Зимы не стало.