Неба содроганье и горний ангелов полет
The Silver Mount Zion Memorial Orchestra & Tra-la-la Band with Choir., 25 марта, Б2.
Полное название группы, The Silver Mount Zion Memorial Orchestra & Tra-la-la Band with Choir, стоит
повторить ещё раз, чтобы запомнили. Потому как с непривычки запутались если не все, то очень многие — дошло до
того, что на входе в клуб "Б2" гордо красовалась надпись "Silver Zion Orchestra". Это, впрочем, вполне
показательно — очевидно, что большая часть публики, пришедшей на концерт, вряд ли слышала записи группы, да и
вообще знала о ней самой до того, как прочитала анонс в том или ином статусном издании. Но вот что удивительно -
если обычно отдельные персонажи подобного рода, не очень понимая, где они оказались, начинают вести себя странно и
тем изрядно портят впечатление, то вечером в четверг в "Б2" все те несколько сотен людей, что собрались в клубе,
притихли и завороженно внимали музыке семи человек, стоявших на сцене.
"The Silver Mt. Zion" выглядят "своими парнями" — только что миловидная девушка продавала в углу диски, а сейчас
уже настраивает виолончель. Небритый дядечка в очках возится с гитарой, кудрявый молодой человек с сигаретой в
зубах проверяет звук мандолины, а высокий лохматый еврей в потрепанной куртке негромко приветствует публику — "Мы -
группа The Silver Mt. Zion…, это 33-е живое выступление в нашей истории". Дистанция между музыкантами и
аудиторией начинает чувствоваться только тогда, когда потихоньку, неспешно продвигаясь вперед, группа начинает
выстраивать свои композиции, и медленные гитарные переборы постепенно перерастают в грандиозные, за душу берущие
плачи, повергающие в настоящую, не метафорическую дрожь. Потомок эмигрировавших в 20-х годах из СССР евреев,
гитарист Godspeed You! Black Emperor и создатель A Silver Mt. Zion Ефрем смотрит куда-то в верхний
угол сцены и своим чистым, высоким, трагическим голосом запевает текст, повествующий о погибающем мире, о городах,
которые ничто не спасет, о звездах, которые падают с небес. Ударник, только что отложивший гитару, начинает
неистово колотить по барабанам, гитарист включает примочку, скрипачки тушат сигареты, берут смычки — и музыка
взрывается апокалиптическим отчаянием, пронзительной грустью. Песни вырастают из тишины, из едва слышных звуков
скрипок и гитар — и в них и возвращаются, попутно выворачивая наизнанку души слушателей.
Тексты, которые голосит Ефрем, отчетливо различимы и очень понятны: "Babylon was built on fire", "The
fence around this garden won't keep the sky from falling" и даже "Return to the barricades". Эти люди
точно знают, что они хотят сказать, пост-рок — это только форма, наиболее адекватная сегодняшему дню и, видимо,
наиболее верная, цепляющая, пронзительная. Я-то сначала думал, что название последнего альбома группы — "This is
our punk-rock, these rusted satellites gather + sing" — это такой своеобразный стеб, контраст ярлыка и
содержания. На самом деле, Ефрем и остальные музыканты "The Silver Mt. Zion" — это действительно современные
панки и хиппи в одном лице: форма выражения преобразилась, но суть, идеи остались прежними. Хотя, конечно, их
пронзительные крики о возвращении на баррикады — это не обращение к массам. "The Silver Mt. Zion" — это весьма
удачная попытка заставить каждого слушателя почувствовать болезненность и обреченность цивилизации Запада.
Оказывается, социальный пафос ещё может не казаться фальшивым — но только тогда, когда он перерождается в личную
эмоцию сильнейшего напряжения. Концерт "The Silver Mt. Zion" — это пир смятенного духа, внутренние поминки,
эстетически совершенная панихида.
И только на концерте и видна истинная сущность этой группы, их совершенно сумасшедший драйв, создающийся на
подвижной границе между тишиной и иступленным хором инструментов и голосов. В записи "The Silver Mt. Zion" тоже
прекрасны, но только их живое выступление дало повод наглядно убедиться — сколько не упрекай пост-рок в скуке, эта
музыка живее, пронзительнее, иступленнее и яростнее, чем любые патлатые парни с электрогитарами. Для того, чтобы
выразить не просто свою — всемирную боль, совсем необязательно прыгать, вопить и плеваться в микрофон. Ефрем,
одетый в старые джинсы и неловко переступающий с ноги на ногу, мило улыбающиеся скрипачки, небритый гитарист,
отхлебывающий из бокала странную зеленую жидкость, — "The Silver Mt. Zion" легко и непринужденно устроили массовый
катарсис на сцене "Б2", а после концерта снова сели на краешек сцены и стали продавать собственные диски.
Шурик Горбачев
похожие статьи:
Mogwai: Happy Songs For Happy People
Концерт Moonspell в клубе Точка 11.03.2006
Roger Waters Flickering Flame
Mujuice Still
на главную