SeeSaw online musical magazine SeeSaw online musical magazine
 
 
о концертах рецензии статьи архив Анонсы
   
 
Фёдор Чистяков сидит на стуле
Ондатр — это не только ценный мех

Федор Чистяков. Презентация нового альбома "Ондатр". 6 ноября, ЦДХ.

Федор Чистяков в последнее время выступал в Москве от случая к случаю и все время в каких-то странных форматах: отыграл свой сет в акции "4 гармониста" , тихо закрыл свой замечательный проект "Bayan, harp & blues" в клубе Б2, засветился в одной из акций фестиваля "Очаково-блюз". Необходимость большого сольного концерта назревала — и он, наконец, случился 6 ноября в ЦДХ. Реклама и все сопутствующие элементы информирования публики на сей раз были сделаны отменно — висели афиши, активно анонсировал концерт сайт Звуки.ру, кроме того, концерт был приурочен к выпуску нового альбома "Ондатр". Причем нового в полном смысле этого слова — на сей раз Чистяков действительно записал полноценную программу, состоящую из ранее не слышанных публикой песен (предыдущие альбомы вроде "Акустических свойств ЗК" или "Баяна с гармошкой в зоопарке" в том или ином варианте представляли собой компиляции из по-разному сыгранных композиций предыдущих альбомов). В общем, все было сделано грамотно, и в результате зал ЦДХ был заполнен до отказа. Более того — публика на сей раз явно была настроена слушать именно Федора Чистякова, а не "бывшего лидера культовой группы 'Ноль'" (хвала организаторам, что на сей раз этот штамп в рекламе совсем не использовался). Никто не требовал громко "Человека и кошку" (только в конце раздалась робкая просьба сыграть "Улицу Ленина", но и она была высказана неагрессивно), а вот песни с сольных альбомов музыканта быстро распознавались, приветствовались, а многие даже подхватывались. Не знаю, служит ли этот факт свидетельством того, что бурное прошлое Чистякова забыто (скорее всего, нет — да и это, пожалуй, невозможно), но явно, что люди, целенаправленно сейчас приходящие на концерт Федора, понимают, куда они идут и что они там могут услышать.

Конечно, можно было бы побрюзжать, например, что концерт начался на час позже объявленного срока, и из-за этого работники ЦДХ в итоге чуть ли не сгоняли музыкантов со сцены, но, пожалуй, это совершенно не важно. Так уж повелось, что любой уважающий себя артист ранга Чистякова меньше, чем с получасовым опозданием, концерт не начинает — это, в какой-то мере, знак статуса. И обычно музыкант такого разряда выступлением оправдывает любые затяжки. Этот концерт, к счастью, не стал исключением.

После закрытия проекта "B,H&B" Чистяков сменил состав группы, тем самым изменив и саму исполняемую музыку (сейчас она стилистически близка той, что была на альбоме "Бармалей инкорпорейтедъ") — теперь с ним играют музыканты группы "Дети" (басист, клавишник и ударник). Сам же Федор половину песен играет на акустической гитаре, а другую половину — на баяне. Половины эти четко отличаются друг от друга: если в первой значимо прежде всего общее звуковое содержание, гармоничное взаимодействие всех инструментов, текста и вокала, то во второй, когда Чистяков начинает играть на баяне, становится ясно, что гитара — это для него все-таки второй инструмент. Значение приобретают импровизации, соло, неожиданные мелодические ходы, всевозможные вкрапления различных цитат (в основном — очень остроумные), в общем, группа служит сопровождением для баяна, из которого Чистяков извлекает все, что хочет — и все, чего очень трудно ожидать. Таким образом, если первую часть концерта можно было назвать скорее песенной (чувствовалось, что музыканты много репетировали — каждая композиция игралась очень четко и сыгранно), то вторую — более музыкально-импровизационной. Впрочем, такое разделение несколько условно — оба типа композиций у группы Чистякова получались блестяще и зачастую совмещались.

Концерт анонсировался как презентация нового альбома, но в итоге получился скорее отчет о проделанной работе с демонстрацией новых результатов. Начался концерт под психоделические раскаты клавишных, звучавших в тот момент, пока музыканты выходили на сцену и рассаживались. Чистяков взял гитару, подал знак — и группа заиграла "Чудесный день". А дальше было практически все, что могла пожелать душа слушателя: Чистяков и его музыканты играли самые разные песни в самых разных версиях. Поскольку для музыканта очень значимо то, что он несет своим слушателям, то, какую энергию можно получить из его музыки, он давно отказался от всевозможных депрессивно-агрессивных интонаций, которые были столь свойственны музыке "Ноля". Наверное, тут не стоит вспоминать все события, связанные с этой сменой концепции, не в этом, в конце концов, суть. Суть в том, что, при всех своих причудах, Чистяков и после всех выпавших на его душу мытарств сохранил уникальное музыкальное чутье и отменный вкус.

На самом деле, Чистякову удалось сделать то, что кажется изначально предприятием очень сложным. В то время, как многочисленные русские поп-панки перепевают песни из детских мультфильмов, накладывая их текст и мелодию на незамысловатое гитарное рубилово, Федор делает из сходного материала куда более изысканный продукт. Е0му удается так интерпретировать детские тексты, что их позитивно-восторженный настрой никуда не исчезает, а вот музыкальная изысканность и драйв только добавляются. При этом в качестве текстов может выступать как интерпретируемая песня (например, "Самый чудесный цветок"), так и положенное Чистяковым на музыку стихотворение (цикл о Бармалее, "мама приходит с работы", "Подледный лов" и т.п.). И если студийные записи иногда не отражают всей той энергии, что вкладывается в произведение музыкантами, то на концерте все чувствуется гораздо острее.Чистяков поет очень милый, наивный и смешной текст про тигра Иванова, а драйв, возникающий при этом, просто накрывает с головой. Из некоторых композиций на концерте был устроен настоящий спектакль: так, цикл песен о Бармалее исполнялся отдельных блоком и сопровождался настоящим световым шоу, а Чистяков перевоплощался то в родителей, то в самого Бармалея, сладостно причмокивая в микрофон в предвкушении поедания несчастных детей. Все это смотрелось очень искренне и натурально — да и сам Федор привносил все-таки необходимую долю иронии. Некоторые песни Чистяков исполнял стоя и общаясь с залом — выглядел он при этом как какой-нибудь эстрадный шансонье, а звучал все так же энергично и красиво.

Музыканты играли и "позитивные баллады" Чистякова из альбома "Песня для друга, который любит рок" ("Чудесный день", "Осень"), и композицию Баха "Sheep may safely graze", и даже старые песни "Ноля", от которых Федор не отказался — и их, конечно, встречали особенно бурно ("Кислотный дождь", "Ехали по улицам трамваи"). Новых композиций было на удивление немного, но и этого оказалось достаточно, чтобы произвести впечатление. Так, совершенно сумасшедшая композиция "Медведь" представляет собой положенный на музыку текст статьи о зимней спячке животных (вроде того, что "у медведя температура тела понижается всего на 5 градусов, поэтому нельзя сказать, что он спит без задних ног"). При этом песня имеет завершенную и очень интересную композицию, а звучит очень динамично и, опять же, драйвово. Другие номера из "Ондатра" запомнились меньше, но тоже были вполне хороши — судя по всему, новый альбом Чистякова представляет собой концептуальную и очень интересную работу. Мне пока не довелось послушать альбом, но произойти это должно скоро, так что рецензию можно ожидать в недалеком будущем.

Надо сказать, что, помимо уже названного состава музыкантов, на сцену выходили и люди, участвовавшие в предыдущих проектах Чистякова — что подтвердило "отчетный" статус концерта. В "Бармалее" на гармошке подыграл Кожекин, в одной из песен гитарное соло сыграл Жук, ну а после того, как основной состав проекта "Ондатр" ушел, появились сразу 6 музыкантов, игравших в "B,H&B" и "Зеленой комнате", и вместе с Чистяковым изобразили сумасшедший пятнадцатиминутный джем, в котором смешались фанк, джаз и блюз. Правда, администраторы ЦДХ к этому моменту (концерт шел уже два часа) окончательно вышли из себя и очень недвусмысленно намекали музыкантам, что пора закругляться. Что они и сделали, впечатление от концерта ничуть не испортив. Все получилось, как нельзя лучше: Чистяков продемонстрировал все свои творческие грани, побывав и виртуозным импровизатором, и энергичным шоуменом (в какой-то момент, например, музыкант сел с микрофоном на край сцены и пел, как бы разговаривая с залом), и просто блестящим музыкантом, игравшим с хорошим составом. Зрители же явно были довольны, поскольку и увидели Чистякова (что уже само по себе важно), и услышали много красивой музыки, сделанной с большим вкусом.

Критики методично хоронили Федора как музыканта с тех пор, как осенью 1992 года он загремел в тюрьму, и продолжают хоронить и сейчас после выхода каждого очередного альбома. Мне же представляется, что Чистяков, со всей своей изобретательностью и энергией, является сейчас одним из самых активных и важных русских музыкантов. Да, смена знака, музыкальной парадигмы и всего существования в околомузыкальном пространстве происходила у него трагически и поменяла всю жизнь и мировоззрение — но она же и была, по сути, самой настоящей, подлинной. Честность — одно из самых важных свойств Чистякова как музыканта. В отличие от концептуалистов и стебщиков, он всегда считал нужным проговаривать свои цели в творчестве и воплощать их вполне понятным образом. Я, конечно, не утверждаю, что это самый лучший метод, но определенно, что именно с его помощью Чистякову удается делать изящную, красивую, интересную и позитивную музыку. Что, собственно, от него и требуется.

Шурик Горбачев

похожие статьи:
4 гармониста в ЦДХ
VI Московский фестиваль губной гармоники. 7 ноября, ЦДХ.
Фестиваль Free Art Show (день второй — Tabula Rasa)


на главную



статьи
Интервью группы Барабанда
Интервью группы Полюса
Cruachan интервью
Pulp — Help The Aged
Stanley Clarke and George Duke Project
The Please: о группе
The Rock Lexicon: словарь музыкальных жанров
Статья о группе Arctic Monkeys
LastFM
Arcade Fire
Iron Maiden — Powerslave
Гражданская Оборона
Moby рассказывает о Hotel
ОRАNЖ
lcd soundsystem interview
Группы влияния
SeeSaw: Russian Winter '03-'04
Ямайские саунд-системы
интервью со Spitalul di Urgent
Перевод Wish You Were Here
Интервью с INTERZONA
анализ концертов Леонида Фёдорова
Биография Марли
Шоколадный Пушкин

рецензии
Polytechnic Down Til Dawn
Cut City — Exit Decades
Bear Colony — We Came Here To Die
OST «Клуб Shortbus»
Patrick Wolf — The Magic Position
The Shins — Wincing The Night Away
The Frames — The Cost
Umbrellas — Illuminare
Би-2 Молоко
Butchering The Beatles Tribute
The Decomposers  — Moans From The Cesspits
Corvus Corax — Venus Vina Musica
Evanescence — The Open Door
SeeSaw: Beck — The Information
Ария «Армагеддон»
Altera Forma — Asta La Vista!
Meldis — Отдохни, волшебник
The Killers — Sam's Town
Scissor Sisters: Ta-Dah!
Iron Maiden — The Matter Of Life And Death
Rabia Sorda — Save Me From My Curse
Steven Seagal — Mojo Priest
UpStructure — When evenings becomes nights
Elakeleiset Humppasirkus
Brazzaville East L.A. Breeze
FeindFlug DVD
Samael — Era One
Сонные Мишки — Sweetsmoke
Red Hot Chili Peppers — Stadium Arcadium
Straight Land Refractory
Knopfler — All The Roadrunning
Дети Picasso Глубина
Элегия Легенда Спящей Луны
Маркшейдер Кунст — Рыба
Rage — Speak Of The Dead
Аквариум — Беспечный Русский Бродяга
Макаревич и Окуджава
Mujuice Still
The Rolling Stones: A Bigger Bang
McCartney Chaos and Creation
Ногу Свело.Идем на восток!
Барабанда. Мудала.
Frenesia. Garden of Stones
Lazy Day «Full Pool»
Balanescu Quartet Possessed
Tom Waits. Real Gone
Antony and The Johnsons I Am a
Tracktor Bowling: Черта
Graham Coxon Happines in Magaz
The Vines Winning Days
Beth Gibbons & Rustin Man Out
Kruger ‘No Компромисс’
Mayhem: Chimera
Eyes Of Alice Cooper
UDO “Thunderball"
Axxis “Time Machine”
Ravager “Naxzgul Rising”
Maximize The Misery
Iced Earth: The Glorious Burde
Звуки МУ, “Зелененький”
Lamb Beetween Darkness and

о концертах
Барабанда — Пироги За Стеклом
Tango Seduccion
Gaudi Arena Halloween
Octoberfest в Точке
Free Art Show — День второй (Tabula Rasa)
Free Art Show — День первый (Б2)
Tequilajazzz в Апельсине 30.09.06
Anathema в Точке 22.09.06
Ришар Бона
Devendra Banhart
Electrelane
King Diamond @ ДКГ
ELO в ApelsinClub
Глубина — презентация
Funky Land в Black & White
Moonspell @ Точка
Маркшейдер Кунст в "Икре"
Kompakt @ Gaudi
Asian Dub Foundation в клубе Б2
The Bays в Гауди Арене
Danny Howells @ Gaudi Arena
Гоа Гил около Москвы.
Бал Медалистов. УмаТурман.
концерт British Sea Power
Гауди Арена: Открытие и Darren Price
Фестиваль InProg-2005. День первый
День рождения Ричи Блэкмора в Б2
Уровень Жизни в 888
Гарик в Горбушке
Jethro Tull, 23-24 марта
Уровень Жизни в Ультре
StereoLeto 2004 vol.1
The Silver Mount Zion Memorial
Телеграфная Дорога в Матрице
Рада и Терновник в Оги
«Герои Рока» в Лужниках
День рождения Марли
Аукцыон. Зимы не стало.