Блюз без "Очакова"
Мероприятие, состоявшееся в Московский день города на стадионе "Динамо", было значимым во всех
отношениях. Вовка Кожекин — главный организатор фестиваля — уже где-то год назад опубликовал на
сайте Звуки.Ру свою, можно сказать, "программную" статью, в которой содержался призыв ко всем
русским блюзменам объединиться и ударить русским блюзом по ушам массового слушателя. Тогда это
казалось немного смешным, наивным, но, в то же время, очень любопытным проектом. И, к счастью,
энергии Кожекина хватило не только на то, чтобы опубликовать декларацию, но и на то, чтобы
начать её осуществлять. Подтверждением тому стал и очередной московский гармошечный фестиваль, и
некоторые отдельные акции (вроде концерта "Четыре гармониста"), — и, наконец, большой
блюзовый фестиваль, который прошел с 4 по 9 сентября и подтвердил серьезность и перспективность
всех заявлений его организатора.
Уже само место проведения фестиваля явно сигнализировало о глобальном и претенциозном размахе.
Стадион "Динамо" — это вам никакой не "Форпост", и даже не "Б2" (где, кстати, состоялось
закрытие фестиваля — многочасовой марафон сразу на двух сценах). Это громадная арена,
расчитанная, между прочим, на 50000 сидячих мест. И хотя, конечно, надо сразу оговорить, что под
фестиваль был отведен всего один сектор стадиона (тот, что за одними из ворот), да и он был
заполнен далеко не полностью — это не отменяет той статусности, что придавало фестивалю уже одно
место проведения. Размах, с каким все это было проведено, вообще поражает: 6 полноценных
фестивальных дней, более 30 концертов по различным джазовым и блюзовым клубам Москвы, наконец, 3
затронутых фестивалем города (помимо столицы — Воронеж и Владимир). Кажется, благодаря усилиям
Кожекина, статус русского блюза действительно постепенно начинает меняться, а сама музыка —
выходить за пределы маленьких клубов и узкого круга почитателей. По крайней мере, "Очаково-блюз"
может считаться серьезным шагом на этом пути (хотя, конечно, только первым).
Впрочем, это, скорее, взгляд "извне"; именно так можно судить об этом мероприятии, если смотреть
только на афиши с длинными перечислениями громких и не очень имен, а также декларациями
огромного фестивального размаха и его уникальности. На самом же деле (по крайней мере, если
говорить о галаконцерте, который я видел собственными глазами), можно говорить о нескольких
серьезных ошибках, допущенных организаторами.
Во-первых, кое в чем фестивалю просто не повезло. Прежде всего, ему (как, впрочем, и всей
праздничной Москве) не повезло с погодой. Самолеты, призванные на помощь мэром столицы в связи с
днем города, свою задачу в общем выполнили — по крайней мере, над стадионом "Динамо" дождя не
было (хотя угрожающие тучи все время ходили вокруг). Однако даже самолетам не под силу было
сделать погоду потеплее и поярче. И получилось так, что вместо предполагаемых самой концепцией
мероприятия (опен-эйр, как никак) солнца и света 6 сентября было пасмурным днем с пронизывающим
холодным ветром, от которого спасались либо энергичными танцами даже под самые неинтересные
композиции, либо горячими и/или горячительными напитками. "Море блюза", таким образом, не
сопровождалось ни "морем солнца", ни даже "морем пива". С последним вообще вышла интересная
история, характерная в своей идиотичности и несуразности как для мероприятий вроде такого
фестиваля, так и вообще для нашей страны. Как уже, наверное, понял читатель, генеральным
cпонсором фестиваля была пивная компания "Очаково", чьим гордым именем и назывался блюзовый
фестиваль. Вся сцена, на которой проходил галаконцерт, была обвешана полотнищами с рекламой
этого напитка. Но вышла вот какая незадача: распоряжением мэра Москвы продажа алкогольных
напитков в столице в день города была запрещена. Выходила абсурдная ситуация: зрители шли на
фестиваль с пивным именем, весь концерт лицезрели изображения бутылок с пивом, однако пить
продукцию главного спонсора было нельзя. Но, естественно, обходные пути нашлись — после первого
сета на сцену вышел Кожекин и объявил, что пиво-таки продается в спецпалатке в спецзоне, куда
можно проникнуть только по бэйджикам, выдававшимся представителям прессы и другим гостям
фестиваля. Эти самые представители и гости чаще всего не возражали против заимствования
бэйджиков для благородной цели добыть пива и легко одалживали волшебные пропуска жаждущим.
Вторая основная проблема фестиваля заключалась собственно во времени его проведения. Вполне
понятно, почему в качестве даты проведения галаконцерта было выбрано именно 6 сентября, день
города: так достигалась определенная приуроченность, весь фестиваль оказывался как бы
посвященным дню рождения Москвы, что, видимо, облегчало достижение договоренностей и с дирекцией
стадиона, и с милицией, и с городской администрацией, и с прочими внешними организациями (точно
не знаю, но могу предположить). Однако предполагаемое сокращение количества геморроя у
организаторов сказалось, как мне кажется, на количестве посетителей фестиваля — в другой
уик-энд, в отсутствие заметных интересных больших мероприятий (каковые все-таки случаются не в
каждые выходные) на стадион "Динамо" пришло бы, надо полагать, гораздо большее количество
народу. 6 сентября же по всей Москве проходили десятки различных больших и маленьких концертов,
помпезных шоу и душевных посиделок, и среди всех этих многочисленных мероприятий, безусловно,
находились и оттягивавшие у "Очаково-блюз" аудиторию. Я сам разрывался между тремя возможностями
- блюзовым фестивалем на "Динамо", джазовым фестивалем на Поклонной горе и концертом Гришковца и
"Бигудей", и если последний отнюдь не был событием уникальным, то первые два, совпавшие даже в
часе начала, были концертами в равной степени интересными — и единственными в своем роде.
Решающим фактором стало приглашение Кожекина и возможность бесплатного прохода. Думаю, что
схожим образом рассуждала большая часть аудитории, присутствовавшей в тот вечер на "Динамо".
Результат вполне закономерен: даже по самым оптимистическим подсчетам, на фестивале вряд ли
присутствовало более 2000 человек. Понятно, что такое количество (вполне значимое для блюзового
концерта само по себе) резко дисгармонировало с глобальными размерами стадиона, и пустые,
совершенно невостребованные трибуны смотрелись довольно жалко. Кроме того, безопасность на
фестивале обеспечивало очень много сотрудников милиции (надо, кстати, сказать им "спасибо" за
очень четкую работу и полное отсутствие каких-либо эксцессов), и в иные моменты было не очень
понятно, кого больше — сотрудников правопорядка или тех, кого они охраняют. В общем,
приуроченность к празднику сказалась на низкой посещаемости фестиваля. К тому же, по моим
наблюдениям, где-то 60% зрителей так или иначе прошли бесплатно, будучи знакомыми тех или иных
организаторов или музыкантов, расклейщиками афиш, тусовочными персонажами, наконец,
импровизированными представителями прессы вроде нас. Достаточно было подойти к ограде стадиона,
узнать знакомого чувака, имеющего в распоряжении бэйджики (а чуваки, распоряжавшиеся бэджиками,
были как раз из тех, у кого знакомых очень много) и одолжить нужное количество оных для прохода
внутрь. Находясь на самом стадионе, можно было наблюдать, что большая часть новоприбывающих
зрителей шла как раз со стороны "черного" хода, а отнюдь не через вход основной — и, надо
сказать, всех их можно понять, если учесть довольно приличную стоимость билетов на фестиваль
(которая соответствовала скорее заявленному статусу, чем реальному событию). Таким образом,
получилось, что зрительская аудитория галаконцерта состояла из людей, имеющее то или иное
отношение к тусовке организаторов и музыкантов, из больших фанатов и завсегдатаев блюза, из
простых тусовщиков и просто из случайных людей (все перечисленные множества, безусловно,
пересекаются). Завершая рассуждения о "зале", можно отметить и самое яркое от него впечатление,
которым, безусловно, стали старушки-билетерши, тоже, видимо, призванные обеспечивать порядок.
Повидавшие на своем веку множество гораздо более отмороженных и агрессивных футбольных фанатов,
они хладнокровно взирали на лихо отплясывавших хиппанов и растаманов, аккуратно передвигаясь
между рядами или сидя в уголке трибуны и читая газету. Слава Богу, ничего, что могло бы
взволновать старушек, на стадионе в этот вечер не произошло.
Перейду, наконец, от обстановки к собственно музыкальному содержанию галаконцерта. И тут вначале
тоже придется несколько покритиковать мероприятие. Во-первых, снова о соответствии заявленного
статуса и реальности: забавно было наблюдать, как стремительно сокращалась программа фестиваля —
от заявленных на расклееных по всему городу афишах и в интернете кучи имен, куда входили все
более-менее известные столичные и не только блюзовые музыканты — к перечню всего-то из 7 имен в
газете "Man' music". В итоге на фестивале выступило 6 коллективов (по неизвестным нам причинам
не было "Ragtime" из Нальчика). С одной стороны, это вроде как хорошо — каждая из групп отыграла
полноценный сет и дала возможность составить о ней полноценное впечатление. С другой… думаю,
если бы в первой части галаконцерта выступили бы ещё и, например, "Bluesmakers" Михаила
Петровича Соколова или "Станция Мир", было бы только лучше, веселее и драйвовее. А так —
впечатление, конечно, полноценное, но (если говорить о первых выступавших коллективах) отнюдь не
приятное. Получилось так, что первые 3,5 часа (до начала сета "Blues cousins") на фестивале было
откровенно скучно, холодно и невесело — из-за чего, в частности, много зрителей ушли ещё до
начала нормальной программы, да и меня, честно говоря, сдержал от этого прежде всего некий
журналистский долг и желание отработать бесплатный проход.
Кратко охарактеризую первые выступавшие группы (поскольку я не обладаю достаточным понятийным
аппаратом в области различных видов и оттенков блюза, характеристики будут преимущественно
эмоционально-оценочными). Вначале выступал минский коллектив под названием "Svet, Al and Big
Val", игравший довольно неспешную и красивую музыку, ведущие партии в которой исполняли гитара и
фортепьяно. Поскольку они были первыми, они, пожалуй, не очень раздражали — но, в то же время,
отнюдь не смотрелись как стадионная группа; как кажется, такой блюз лучше слушается в маленьких
клубах и скорее как фоновая музыка, нежели как нечто содержательное и самоценное. Группа сыграла
традиционную "Rock me baby", пианист самозабвенно порыкивал в микрофон, публика сидела на
трибунах и общалась о своем, воспринимая звучащее со сцены именно как фон. Что ж, для начала и
создания некоторого "блюзового" контекста минские музыканты вполне подходили. Следующим номером
программы были немецкие блюзмены "B.B. & the Blues Shacks". Перед выступлением этой группы
Кожекин со сцены сагитировал народ на организацию перед сценой танцпола (сцену и трибуны
разделяло довольно ощутимое пространство, где и стали прыгать и плясать). Германия подтвердила
отсутствие претензий на то, чтобы быть не то, что родиной, а даже оплотом блюза: если первый,
чисто инструментальный номер "B.B. & the Blues shacks" был вполне симпатичен и дал народу того
самого драйва, которого не было у белорусов, то затем, после выхода на сцену фротмена, драйв
стал неважен — настолько неприятен и неорганичен этот лакированный персонаж в пиджаке,
старательно прыгавший и вилявший попой, а также певший и игравший на гармошке (надо признать,
вполне качественно). В принципе, многим это не мешало танцевать и отрываться по полной
программе, тем более, что вполне энергичный (хотя и довольно заурядный) блюз немецкой группы
предоставлял такую возможность — однако хотелось все же чего-то более оригинального и менее
китчевого. Двигаться, правда, все же приходилось, но не из-за зажигательности музыка, а из-за
все того же холода и ветра. Сет немцев длился 40 минут — и если в случае с хорошими
исполнителями такого времени обычно кажется катастрофически мало, то для музыкантов
посредственных и неинтересных его, пожалуй, многовато. Далее сцена снова была предоставлена
русским музыкантам, на сей раз это была екатеринбургская группа "Blues doctors". Во время
настройки конферансье (которым был Алексей Мишурис) и солист группы долго непонятно и несмешно
перешучивались, кроме того, ведущий заметил, что, мол, такого блюза, как эта группа, в России
больше никто не играет. Может, это и так, но от этого более интересной и менее предсказуемой их
музыка не стала, и ещё 40 минут все присутствовашие плясали/сидели/прыгали под тот же в меру
энергичный блюз. Конечно, было бы странно ожидать от блюзового фестиваля какого-то иного стиля
музыки — однако, как показали последующие участники, этот стиль можно было делать гораздо более
драйвово и весело. "Blues doctors" вовсю старались разогревать публику, это им даже в какой-то
мере удавалось, но все равно через 15 минут их сет надоел. Сумерки сгущались, температура
воздуха понижалась. На сцену вышла шведская группа "Knock-Out Greg & Blue Weather". У этих, в
отличие от всех предыдущих команд, был очень хорошо выверен стиль: все в красных костюмах, у
контрабасиста такого цвета был ещё и инструмент, веселый фронтмен с прической и поведением под
Элвиса Пресли (у него это получалось получше, чем у фротмена немцев) — в общем, тут все было
повеселее и потеатральнее. Ко всему прочему, к традиционному инструментальному составу
добавилась духовая секция, которая, правда, не особо расходилась, в основном подкрякивая в
определенных местах и отчасти повторяя партию баса. Шведы, как это ни прискорбно, в конечном
итоге тоже оказались довольно скучными. Вокалист много взаимодействовал с аудиторией,
контрабасист даже играл лежа, клавишник иногда выдавал отличные соло, но в целом впечатление
было то же, что и раньше: отдельные приятные моменты, но в целом — занудство. Не будучи большим
экспертом в блюзе, я уже начал корить себя, что плохо понимаю эту музыку, раз мне тут скучно, и,
наверное, все дело в моем восприятии… Отчасти, видимо, все было действительно так; блюз, со
всей своей импровизационностью, — стиль все же довольно однообразный, на стадионе воспринимается
плохо и т.п. Однако, как показали оставшиеся два сета, все же и на "Динамо" можно было сыграть
блюз так, чтобы получилось по-настоящему здорово. Последние два часа галаконцерта оправдали все
предыдущее занудство, так что оно стало восприниматься как подготовительное испытание на
выносливость.
Сет "Blues cousins" был анонсирован как выступление этой группы вместе со "сборной России по
блюзу". Так, в конечном счете, и получилось, но первые несколько номеров группе Левана Ломидзе
никто не помогал, и музыканты рубились на сцене втроем. Причем другого слова (которое,
вообще-то, не особо применимо к блюзу) не подберешь: "Blues cousins" сразу заиграли мощно,
агрессивно, быстро и по-настоящему драйвово. Помимо того, что качественное отличие мастерства
музыкантов группы от предыдущих выступавших стало чувствоваться с первого сыгранного ими
аккорда, так ещё и к подбору материала "Blues cousins" подошли толково и играли композиционные
громкие и по-настоящему стадионные (впрочем, подробно с их музыкой я не знаком, может, они
играют так всегда). Как нельзя лучше случился и момент, когда группа начала свое выступление: к
этому времени тьма окончательно сгустилась над стадионом, инженеры врубили мощные прожектора, и
музыка сопровождалась ещё и иллюминацией. Крайне забавно наблюдать несоответствие той музыки,
что играет Ломидзе и Ко и формы её подачи: при всей агрессивности и энергичности "Blues cousins"
- это все-таки блюз (где-то переходящий в ритм-энд-блюз, где-то с элементами рок-н-ролла), но
ведут себя музыканты на сцене как настоящие металлисты. То есть, если заткнуть уши, легко
представить себе, что на сцене какие-нибудь эпигоны вроде "Арии": тут тебе и трясущий башкой
патлатый барабанщик, и перекошенный басист, использующий свой инструмент как фаллический символ,
ну и сам Ломидзе, играющий на гитаре со зверским лицом и широко расставленными ногами. Все это
не очень мешает воспринимать музыку, но очень забавляет. "Blues cousins" на ура сыграли
несколько номеров, после чего на сцену стали выходить члены той самой сборной России. Ограничусь
их перечислением (каждый сыграл по одной песне): Максим Петрович Соколов, Борис Булкин, Николай
Арутюнов, гармонист Братецкий, кажется, был и ещё кто-то. Подборка была очень правильная в том
смысле, что каждый играл в своем стиле, и таким образом достигалось разнообразие; кроме того,
все перечисленные персонажи — действительно очень добротные музыканты. Именно разная стилистика
разных номеров, видимо, и стала причиной того, что сет "Blues cousins" отнюдь не был утомителен
и скучен. Странным показалось только то, что в "сборную России" не вошел главный организатор
фестиваля Кожекин (не того было?) и его соратник по "Станции Мир" Жук. Впрочем, и без них
получилось очень достойно.
Видимо, надо так понимать, что сет "сборной России" был своеобразным нашим приветом Чемберлену,
прозвучавшим ещё до реплики самого Чемберлена. В роли последнего должен был выступать
"настоящий", т.е. аутентичный блюзмен из Чикаго Джимми Ди Лейн, сын знаменитого Джимми Роджерса
и сам знатный музыкант. Гитарист вышел на сцену в сопровождении басиста и барабанщика
(симптоматично, что лучшие группы фестиваля обходились тремя музыкантами, в то время как
количество участников в первых группах доходило до 10), начал играть — и стало понятно, что
аутентичность все-таки все ещё существует, по крайней мере, в блюзе. Не очень (по виду)
напрягаясь, играя музыку в свое удовольствие, Ди Лейн по звуку, энергетике, насыщенности и
драйву положил на обе лопатки всех предыдущих музыкантов. Чтобы увидеть этого музыканта
(который, честно говоря, вряд ли является главным современным блюзменом — но уж точно является
блюзменом "настоящим"), стоило предыдущие 4 часа мерзнуть, пить невкусный чай и прыгать по
трибуне. Блюз тут снова часто перемешивался с ритм-энд-блюзом, Ди Лейн даже сыграл одну из
композиций Хендрикса, да и вообще по музыкальному содержанию его сет был близок к записям
последнего. В общем, хвала организаторам — композицию они выстроили блестяще, так что, несмотря
на все вышеперечисленные недостатки и ляпы, фестиваль можно признать безусловно удавшимся. В 10
вечера сильно поредевшая толпа в едином порыве отплясывала и трясла волосами под настоящий
американский блюз. Ради такого стоило все это организовать.
Общий итог, таким образом, вполне позитивен. Несмотря на все нюансы заявленного статуса и его
соответствия реальности, несмотря на все несуразности в организации и подборе музыкантов,
галаконцерт "Очаково-блюз" удался, потому что вечером 6 сентября со стадиона "Динамо"
расходились люди, слушавшие настоящий блюз и получившие от этого настоящее удовольствие.
Наверное, этого и добивались организаторы. Как ни удивительно, это все-таки получилось. Остается
надеяться, что славная традиция блюзовых фестивалей в Москве будет продолжена, а все промахи
организации в следующий раз будут учтены. А всем, способствовавшим проходу на фестиваль, а также
составившим автору сего текста компанию — огромное спасибо.
Шурик Горбачёв.
похожие статьи:
VI Московский фестиваль губной гармоники. 7 ноября, ЦДХ.
Вступительная статья
Mark Knopfler The Ragpicker's Dream
Воскресение Не Торопясь
на главную