Надо сказать, что концерт, как и было задумано, вызвал большой ажиотаж — уже за три дня до его начала в кассе не оставалось дешёвых билетов, да и самые дорогие (по 400 рублей) в итоге раскупили. И это вполне объяснимо — хотя и не было расклеено тысяча афиш по Москве (и вообще трудно было увидеть таковые где-либо, кроме ЦДХ), зато весьма толково была сделана реклама в Интернете (страница "Станции Мир" даже дизайн ради этого концерта поменяла). Но дело даже не в продюсерских талантах организатора действа Вовки Кожекина, а в его умении раскрутить на совместный концерт самых непохожих и тяжёлых на подъём музыкантов. Откровенно говоря, мне вначале казалось, что полным залом ЦДХ полностью обязан Фёдору Чистякову. Отчасти это и правда было так — один из (без лишнего пафоса) великих русских музыкантов с самой загадочной и трагичной судьбой, радикально изменивший стиль музыки после записи лучшего альбома группы "Ноль" ("Полундра!") и ряда жизненных потрясений, очень редко в последние два года выступает перед публикой (в Москве его последний сольный концерт и вовсе был в октябре 2001г.) и его имя, написанное в афише первым и более крупным шрифтом, чем остальные, несомненно привлекло на концерт очень много народу. Однако не только оно. Не был бы я профаном в джазе, знал бы, наверное, что Владимир Данилин — также личность в музыкальном мире весьма популярная и культовая. По крайней мере, судя по ощущениям во время концерта, некоторые пришли именно ради него.
Но — обо всём по порядку. Первым выступал Максим Некрасов, игравший на хроматической (джазовой) губной гармошке. Выступал он с аккомпанирующей группой, которая, видимо, была собрана специально для концерта, так как состояла из половины "Станции Мир" (гитарист Иван Жук и басист Роман Гринёв) и барабанщика В. Данилова, известного своей игрой в огромном количестве проектов. Тем не менее всё смотрелось весьма пристойно и сыграно. Максим действительно виртуозно играл на своём инструменте, однако было видно, что выступление в группе несколько непривычно и нехарактерно для него. То есть играли здорово, но не было ощущения единства коллектива музыкантов — хотя в то же время и не было тотального превосходства вроде бы главного Некрасова: несколько соло сыграл Жук, импровизировали и басист с барабанщиком.. Больше всего впечатлила композиция "Караван", в которой на протяжении, наверное, 7-8 минут с разными вывертами очень красиво варьировалась известная мелодия. Однако большого впечатления сама хроматическая губная гармошка не произвела — может быть, и существуют серьёзные отличия от своей диатонической сестры, но на концерте их услышать не удалось. Гармошка как гармошка, только с несколько большим диапазоном. Что в целом не отменяет крутости музыканта.
Вторым было как раз трио Владимира Данилина. И вот в это месте можно предъявить некоторые претензии к организаторам концерта. С одной стороны, совместить наиболее известных и виртуозных исполнителей на язычковых инструментах в одном концерте — идея, несомненно, интересная и выигрышная. С другой: Трио играло, конечно, очень здорово (вместе с Данилиным на сцену вышли гитарист А. Кузнецов и басист Алекс Ростоцкий). Наверное, по уровню исполнительского мастерства они превзошли всех остальных участников мероприятия. Но из общего стиля выбились совершенно. Для этих музыкантов понятие "драйв" совершенно неважно, это творчество на уровне музыкальных гурманов, музыка импровизаций и тонких ходов. В зале же многим хотелось рок-н-ролла, блюза, но уж никак не джазовых обработок музыкальных тем 40-х — 50х годов. Однако, несмотря на это, музыкантам удалось заразить зал своей особой аурой и атмосферой, и в итоге все композиции прошли на ура, и трио даже вызвали на бис. Но воспринималось это, конечно, тяжеловато — в контексте быстрых и энергичных ритмов трудно было уловить все нюансы длинных мелодичных композиций. В итоге впечатление двойственное — музыканты блестящие, но несколько не в том окружении.
Третьим гармонистом был организатор концерта Вовка Кожекин. Играл он вместе с традиционным составом группы "Станция мир", однако всё было не совсем стандартно. Дело в том, что, по вполне проверенным источникам, второму главному действующему лицу группы — гитаристу Ивану Жуку — надоело то раздолбайство, с каким коллектив прожигает свою творческую жизнь, и решил он бросить это дело ("Станцию", в смысле). То есть группа вроде как в кризисе. И по сету в ЦДХ это было видно. На самом деле, играла там никакая не "Станция Мир", а, скорее, Juke's band (группа с тем же составом, главным в которой считается не Кожекин, а Жук). И играли они не вовкины песни, а старые блюза вроде Би-Би-Кинга, и пел Жук, и зажигал Жук. Итоговое впечатление тоже странное. Вроде как сначала зал очень зажёгся и разошёлся — чего у этого состава не отнимешь, так это того самого драйва. К тому же, вместе с Кожекиным, Жуком, Гринёвым и Багдагюлян выступал блестящий гитарист Евгений Немов, была сыграна одна из его инструментальных пьес. Но когда пошёл уже четвёртый по счёту блюз, ощущение постепенно стало меняться. От "Станции мир" ждали чего-то эдакого, ждали того, что они действительно здорово делали на протяжении последних полутора лет — настоящей энергии, ощущения рок-н-ролла. А на сей раз что-то подобное как бы и было, а вроде бы и не было. Последней в своём сете музыканты сыграли-таки одну из самых старых песен "Станции мир" — "Шесть четвертей", но и она прозвучала как-то не так, Жук вообще играл на гитаре сидя.
Может быть, всё было странно ещё и потому, что все ждали Чистякова. И — дождались. Вместе с Фёдором музыканты сыграли внушительное количество композиций проекта Bayan, Harp & Blues, плюс в какой-то момент баянист остался на сцене один и блестяще исполнил инструментал ещё "Нолёвской" поры "Полёт в космос". Конечно, было очень интересно посмотреть на Чистякова (тем более шанс-то был почти уникальный). По впечатлениям людей, наблюдавших музыканта за кулисами, там Фёдор был очень угрюм и необщителен. Не очень открыт был он и на сцене, однако зажигал в полный рост. И — может быть, самое значимое для меня, — всё-таки чувствовалось за ним какая-то потусторонняя энергетика и огромный талант. Во время исполнения "Темной ночи" стало понятно, что это действительно он — человек, записавший несколько лучших русских альбомов, и, может быть, один из немногих, кто в полной мере пропустил через себя всю депрессивность "этого русского рок-н-ролла". В то же время, в плане музыки Чистяков был интересен только тем, кто не слышал Bayan, Harp & Blues в записи. Да, все музыканты являются прекрасными исполнителями (а Чистяков — втройне), но назвать это импровизационной музыкой (как было написано в программе, специально продававшейся перед концертом) язык не поворачивается: концертные версии почти идентичны студийным. Но это не отменяет того, что было действительно здорово. Чистяков в полной мере оправдал звание хэдлайнера концерта.
На бис Кожекин вывел участников фестиваля губной гармоники, по следам которого как бы проводился концерт, и лучшие московские харписты немного поджемовали вместе. Таким образом, концерт был вдвойне адекватен собственному названию: четыре гармониста были на сцене и последовательно (пусть аккордеон, строго говоря, и не гармонь), и (на финальном джеме) вместе на одной сцене. Можно было наблюдать и смену поколений — одновременно играли седобородый Соколов и его ученик, тринадцатилетний мальчик.
В общем итоге, при всех странностях, концерт удался и получился по-настоящему
уникальным и разнообразным. В конце концов, когда ещё доведётся увидеть
Чистякова в Москве. И странно, что интернет-отзывы об этом по всем статьям
уникальном концерте малочисленны и почти неадекватны
(zvuki.ru;
rockmusic.ru).
Соответственно, тем более важной кажется миссия по адекватному освещению мероприятия и тем оправданней огромный размер рецензии.
Шурик Горбачёв журналист muscience
похожие статьи:
Федор Чистяков. Презентация нового альбома "Ондатр". 6 ноября, ЦДХ.
фестиваль Очаково-Блюз
VI Московский фестиваль губной гармоники. 7 ноября, ЦДХ.
на главную