SeeSaw online musical magazine SeeSaw online musical magazine
 
 
о концертах рецензии статьи архив Анонсы
   
 
Viva la rock'n'roll!

Да здравствует рок-н-ролл!

Введение. Куда катится этот мир?

Включая телевизор или радио, я задумываюсь о том, что происходит с музыкой в современном мире. Неужели самобытность, талант, профессионализм действительно сдались, исчезли под напором массовой, коммерческой жвачки, были задавлены дурным вкусом и бесталанностью? Неужели музыка вдруг перестала быть искусством и перешла в разряд товаров широкого потребления? К счастью, я постоянно убеждаюсь в обратном. Люди продолжают ходить в консерватории, в музыкальных магазинах огромный выбор классики, рока, джаза, блюза — музыки, испытанной временем. Не сложно найти на витрине какой-нибудь рок-альбом тридцатилетней давности, стоящий столько же, сколько и в момент выхода, а среди уцененных дисков за копейки можно приобрести только альбомы блиставших всего года три назад "звезд" музыкального небосклона. Раз мы до сих пор помним, кто такой Элвис Пресли, а вот Рикки Мартина уже стали потихоньку забывать, значит все не так уж плохо.

К чему бы это?

Ну ладно, это всего лишь преамбула, а сейчас начнется амбула. Речь пойдет не о людях, меряющих качество музыки ее популярностью, и не о том, что делать с засильем попсы. Ничего не надо делать — время само покажет, кто был прав. Поговорить хочется о сравнительно молодой(а по сравнениями с музыкой вуду или ритуальными танцами наших языческих предков — прям-таки находящейся в младенческом возрасте) рок-музыке.

И вот, эту молодую рок-музыку уже вовсю хоронят. Некоторые несознательные личности уже давно говорят, что рок-н-ролл, мол умер, пришло другое время и т.д. При этом они пытаются убедить нас в этом своими альбомами, и судя по ним рок-н-ролл действительно умер. Но если расширить поле обзора до в 6 раз более широкой, чем подразумеваемая несознательными личностями, области, именуемой в народе "планета Земля", можно смело утверждать, что в этой области рок еще есть, и отпевать его пока рановато. Что, в прочем, уже не раз было доказано.

Эпоха примитивизма или как все начиналось.

Хвала человеку, придумавшему джаз! Вечная память тому, кто сыграл первый в мире блюз! Пусть земля будет пухом гению, который изобрел электрогитару!

Рок-музыка, как и положено любому нормальному направлению в искусстве, вобрала в себя то, что было раньше, а точнее то, что пришлось ко двору, и соединила в новый оригинальный жанр.

Вообще говоря, на начальной стадии рок-н-ролл не отличался сложными музыкальными конструкциями и замысловатыми песнями. Слушая порой признанные, проверенные песни Элвиса Пресли, The Beatles, Rolling Stones, говорю себе: "Черт побери, здесь же ничего нет, это же примитив!" Но мне нравится. Эти песни одновременно и просты, и хорошо запоминаются. Наверно, это и есть гениальность — когда на написание музыки тратятся недели, а то и дни, а слушать ее можно годами. Конечно, были и исключения. Например, один чернокожий паренек взял в руки гитару и случайно перевернул своей игрой все законы исполнения на этом инструменте. Звали этого паренька Джими Хендрикс, и, как известно, это единственный гитарист из всех когда-либо существовавших и существующих. Те, кто были раньше, просто даже не подозревали, как надо играть, а те, кто есть сейчас — пытаются понять, как же он все это делал.

"Недолго мучалась старушка…"

Время простенького рок-н-ролла быстро прошло. Нет, я не хочу сказать, что люди наигрались и забросили инструменты, или публике просто надоело. Те же Rolling Stones существуют до сих пор, очередной раскопанный скандал из жизни Элвиса и сейчас попадает в газеты, а The Beatles некоторые люди скромно называют лучшей группой прошедшего века.

И тем не менее эволюция делает свое грязное дело. Кто-то научился извлекать из электрогитары ревущие и визжащие звуки, рассказал другу, тот своему другу — и понеслось! Рок стал более жестким, агрессивным и… продвинутым. Появилось множество разных групп со своими собственными "фишками". Deep Purple, Uriah Heep, Led Zeppelin, Black Sabbath, Pink Floyd, Jethro Tull, Rainbow, Blue Oyster Cult — все они(и не только они, с ходу можно написать еще десяток или два уникальных групп, просто список будет слишком длинным) внесли что-то свое, играли разную музыку и пели песни на разные темы. И всех их объединяет дух рок-н-ролла!

И снова были те, кто "пошел другим путем", путем наименьшего сопротивления. Они не задумывались об усложнении, совершенствовании, внесении чего-то нового. Хотя если все делать грамотно, то получается порой хорошо, как, например, AC/DC. Уникальная группа, которая умудрилась записать кучу одинаковых песен про "секс, наркотики и рок-н-ролл", о каждом новом альбоме которой критики говорили, что у них снова ничего нового… а потом эти же самые критики шли в магазины и первыми раскупали диски. Наверно, чтобы другим не досталось…

Эра металла

Посеянные в середине века семена дали очередной урожай, и в начале 80х выросло новое поколение рокеров, заигравших хэви-метал. Они взяли за основу музыку предыдущего поколения — хард-рок, ускорили его и убрали клавишные. Зазвучало чуть-чуть по-другому и людям это понравилось. В этой музыке меньше лирики, здесь нет уже огромного количества баллад, любовь — запретная тема для песен. В общем, рок приблизился к этому миру — жестокому, циничному и бескомпромиссному. Все больше появляется действительно серьезных, вдумчивых песен с неплохими стихами и красивой музыкой.

Еще одним важным событием стало расширение ареала обитания рок-музыкантов. Если раньше большая часть групп была родом из Англии и Штатов, то в 80х набирают обороты европейские команды. Кроме того намечается разделение по стилям. Хотя музыка стоявших у истоков металла Judas Priest, Iron Maiden, Saxon, Manowar, Accept, Grave Digger напоминала классический хард-рок, современный металл звучит совсем по-другому.

Нас, так сказать, не любят, а мы крепчаем… То есть тяжелеем.

Можно поделить всю историю рок-музыки на десятилетия, соответствующие каждому из периодов, описанных выше. Конечно, всегда кто-то будет выделяться, но это незначительные флуктуации, которые зачастую достойны внимания, но не характерны. И на этом фоне то, что происходит на рок-сцене последние десять с небольшим лет, не поддается никакой классификации. Стилей стало почти столько же, сколько групп. Шутка, конечно, но все равно много. В каждом стиле свои каноны, ограничения, герои и неудачники. Описание их - тема для отдельной статьи. Да и разговор не об этом. Скажу лишь, что в целом рок, т.е. металл утяжелился, стал целиком открыт для экспериментов, уже нет ограничений на манеру пения, использование электронных элементов, темы песен. Рок-музыка органично вбирает в себя все, что кажется полезным, и порой можно встретить совершенно немыслимые комбинации.

В семье не без урода.

Предыдущая часть завершалась так, будто все уже сказано, но еще есть, что добавить. Рок, как и любая современная музыка, подвержен влиянию шоу-бизнеса, и порой желание "срубить бабок" затмевает творчество. После этого музыка отходит на второй план, и главную роль начинает играть необычный имидж музыкантов, запоминающиеся провокационные клипы и скандалы. Все это направлено на впечатлительную молодежь, более охотно тратящую родительские деньги на всякое барахло, чем сами родители, и называется это емким словом "попса". Такие группы быстро забываются, однако из-за них складывается отрицательное мнение о роке. И это, на мой взгляд, не очень хорошо… Даже совсем плохо.

Заключение. Я никого не хотел обидеть.

Все вышесказанное — не попытка объять необъятное. Рок-музыка гораздо шире и упомянуть всех и вся невозможно. Вы скажете, что были и другие группы, еще есть русский рок — феномен, не укладывающийся ни в какие рамки, да и кроме металла, хард-рока и т.п. существует еще много стилей. И все это правда. Только металл и хард-рок все-таки доминируют, русский рок — штука слишком сложная и неоднозначная, чтобы углубляться в рассуждения о нем в коротенькой статье, ну а все группы физически невозможно перечислить, да и не нужно.

Я не ставил перед собой задачи рассказать об истории рока, я хотел показать, что эта музыка менялась, теряла популярность, снова захватывала первые места в хит-парадах, и при этом не исчезла и не исчезнет, пока будут те, кто ее любит, а среди них всегда найдутся те, кто умеет ее играть и те, кто будет ее издавать. Можно кричать, что все это устарело, но таким я рекомендую прочитать все заново, можно говорить, что рок — пустая, бессмысленная музыка, но таким я рекомендую послушать как можно больше и хорошенько обдумать услышанное. Ну а пока рок-н-ролл жив.

Temich

похожие статьи:
OffRoad Make It Through
Анастасия Паписова (Meldis) — Отдохни, волшебник
Tango Seduccion


на главную



статьи
Интервью группы Барабанда
Интервью группы Полюса
Cruachan интервью
Pulp — Help The Aged
Stanley Clarke and George Duke Project
The Please: о группе
The Rock Lexicon: словарь музыкальных жанров
Статья о группе Arctic Monkeys
LastFM
Arcade Fire
Iron Maiden — Powerslave
Гражданская Оборона
Moby рассказывает о Hotel
ОRАNЖ
lcd soundsystem interview
Группы влияния
SeeSaw: Russian Winter '03-'04
Ямайские саунд-системы
интервью со Spitalul di Urgent
Перевод Wish You Were Here
Интервью с INTERZONA
анализ концертов Леонида Фёдорова
Биография Марли
Шоколадный Пушкин

рецензии
Polytechnic Down Til Dawn
Cut City — Exit Decades
Bear Colony — We Came Here To Die
OST «Клуб Shortbus»
Patrick Wolf — The Magic Position
The Shins — Wincing The Night Away
The Frames — The Cost
Umbrellas — Illuminare
Би-2 Молоко
Butchering The Beatles Tribute
The Decomposers  — Moans From The Cesspits
Corvus Corax — Venus Vina Musica
Evanescence — The Open Door
SeeSaw: Beck — The Information
Ария «Армагеддон»
Altera Forma — Asta La Vista!
Meldis — Отдохни, волшебник
The Killers — Sam's Town
Scissor Sisters: Ta-Dah!
Iron Maiden — The Matter Of Life And Death
Rabia Sorda — Save Me From My Curse
Steven Seagal — Mojo Priest
UpStructure — When evenings becomes nights
Elakeleiset Humppasirkus
Brazzaville East L.A. Breeze
FeindFlug DVD
Samael — Era One
Сонные Мишки — Sweetsmoke
Red Hot Chili Peppers — Stadium Arcadium
Straight Land Refractory
Knopfler — All The Roadrunning
Дети Picasso Глубина
Элегия Легенда Спящей Луны
Маркшейдер Кунст — Рыба
Rage — Speak Of The Dead
Аквариум — Беспечный Русский Бродяга
Макаревич и Окуджава
Mujuice Still
The Rolling Stones: A Bigger Bang
McCartney Chaos and Creation
Ногу Свело.Идем на восток!
Барабанда. Мудала.
Frenesia. Garden of Stones
Lazy Day «Full Pool»
Balanescu Quartet Possessed
Tom Waits. Real Gone
Antony and The Johnsons I Am a
Tracktor Bowling: Черта
Graham Coxon Happines in Magaz
The Vines Winning Days
Beth Gibbons & Rustin Man Out
Kruger ‘No Компромисс’
Mayhem: Chimera
Eyes Of Alice Cooper
UDO “Thunderball"
Axxis “Time Machine”
Ravager “Naxzgul Rising”
Maximize The Misery
Iced Earth: The Glorious Burde
Звуки МУ, “Зелененький”
Lamb Beetween Darkness and

о концертах
Барабанда — Пироги За Стеклом
Tango Seduccion
Gaudi Arena Halloween
Octoberfest в Точке
Free Art Show — День второй (Tabula Rasa)
Free Art Show — День первый (Б2)
Tequilajazzz в Апельсине 30.09.06
Anathema в Точке 22.09.06
Ришар Бона
Devendra Banhart
Electrelane
King Diamond @ ДКГ
ELO в ApelsinClub
Глубина — презентация
Funky Land в Black & White
Moonspell @ Точка
Маркшейдер Кунст в "Икре"
Kompakt @ Gaudi
Asian Dub Foundation в клубе Б2
The Bays в Гауди Арене
Danny Howells @ Gaudi Arena
Гоа Гил около Москвы.
Бал Медалистов. УмаТурман.
концерт British Sea Power
Гауди Арена: Открытие и Darren Price
Фестиваль InProg-2005. День первый
День рождения Ричи Блэкмора в Б2
Уровень Жизни в 888
Гарик в Горбушке
Jethro Tull, 23-24 марта
Уровень Жизни в Ультре
StereoLeto 2004 vol.1
The Silver Mount Zion Memorial
Телеграфная Дорога в Матрице
Рада и Терновник в Оги
«Герои Рока» в Лужниках
День рождения Марли
Аукцыон. Зимы не стало.