Mogwai: Happy Songs For Happy People
Стиль под названием «построк» зародился несколько лет назад в странах, соседних или периферийных по отношению к традиционным законодателям мод в области гитарной музыки. Sigur Ros родом из Исландии, Godspeed You! Black Emperor и Silver mt. Zion — канадцы, ну а музыканты Mogwai живут в Шотландии. Построк в последнее время приобретает все большую и большую популярность и находится на том этапе своего развития, когда «культовый» статус уже есть, но большого количества приверженцев и подражателей ещё не появилось. Новый альбом Mogwai — пожалуй, наиболее показательная для такой ситуации пластинка. На «Happy songs for happy people» все характерные черты направления сформулированы предельно четко, очень лаконично и на удивление доступно.
В описаниях построка обычно используются метафоры, обрисовывающие волшебство, прозрачность, протяжность в сочетании с пафосом и монументальностью. Принципиальными инструментами для создания всего этого великолепия остаются (как и в «обычном» роке) бас, гитары и барабаны, однако звуки, извлекаемые из них, совсем не соответствуют ожиданиям слушателя. По своему размаху построк — это почти симфоническая музыка, с тем только условием, что симфонизм создается силами нескольких традиционных для рок-музыки инструментов. Без приглашенных музыкантов не обходится, впрочем, никто, в том числе и Mogwai, однако приоритеты расставлены четко — играющие в нескольких композициях струнные (виолончель, альт, скрипка) лишь вторят мелодиям, обогащая их и делая звучание группы по-настоящему масштабным. Основное же содержание создается именно гитарами со всевозможными примочками, с помощью которых инструмент то ревет, то пищит, то играет тихую акустику, то притворяется синтезатором.
Композициям этого альбома в полной мере присущ пафос, который является одним из важных свойств построковых произведений. Нагромождение гитарных хрипов, всхлипов и наигрышей создает монументальную стену звука, окружающую слушателя и подавляющую его своей грандиозностью. Mogwai оказываются ещё и отменными мелодистами: четко выстроенные композиции не только оставляют впечатление, но и запоминаются, и вполне могут засесть в голове как какой-нибудь радиохит.
Построк — это игра с пустотой на словесном уровне: все значения выражаются музыкой, вокал же выступает как дополнительный инструмент. На «Happy songs for happy people» слова специально неразличимы: присутствуют они всего на трех треках из девяти и произносятся механическим голосом, который, кажется, снова производит электрогитара. Понять, что же говорится и говорится ли что-нибудь вообще, совершенно невозможно.
Формулируя на диске постулаты стиля, Mogwai на удивление лаконичны: почти все композиции альбома укладываются в 4-5 минут, в то время как для коллег по цеху и 10 минут зачастую не предел. При этом ни протяжности, ни монументальности, ни всех остальных необходимых характеристик композиции не теряют.
Этот альбом — очень хороший ответ на вопрос «что такое построк(postrock)?». Ответ четкий, понятный, без лишнего занудства, без ненужных подробностей — но и без открытий и откровений. Mogwai показывают, как можно играть такую музыку, вполне вписываясь в радиоформат. Думается, что именно на эту работу будут ориентироваться эпигоны построка, которые, если стиль будет приобретать известность прежними темпами, не замедлят появиться.
Шурик Горбачев
SeeSaw благодарит за сотрудничество и прекрасный материал сайт www.muscience.narod.ru и лично автора статьи.
похожие статьи:
Дети Picasso Глубина
Tango Seduccion
Проект Lazy Day. Альбом Full Pool
на главную