Air & Alessandro Baricco: «City Reading (The Story Western)»
Двое французских электронщиков, составляющих группу Air,
являются сейчас одними из самых примечательных персонажей
современной поп-музыки. Их альбомы («Moon Safari» (1998),
«10,000hz Legend» (2001)) гармонично сочетают в себе эмбиэнт,
нью-эйдж, world music, лаунж, классический рок и синтипоп
(перечисление может быть продолжено). Музыка, заявленная как
электронная, изобилует партиями духовых, гитар и экзотических
этноинструментов; ритмичные танцевальные хиты следуют за тихими
мелодичными композициями. При этом Air ещё и работают на
потребителя, создавая продукт приятный, ненавязчивый и доступный.
Диск «City reading: the story western» группа Air
записали совместно с писателем Алессандро Барикко:
под музыку дуэта один из самых известных итальянских прозаиков
современности читает отрывки из своего романа «City».
Подобный проект нельзя назвать радикально необычным и экспериментальным –
совместное творчество литераторов и музыкантов практикуется достаточно
часто и в самых разных форматах. Можно вспомнить Тома Уэйтса с
саундтреком к спектаклю Берроуза «The black rider» или
недавнее сотрудничество Евгения Гришковца с
лаунж-группой «Бигуди», существует и традиционный жанр аудиокниги.
На пластинке «City Reading» ни один двух основных компонентов
(роман / музыка) не является доминирующим.Air и Барикко
постоянно находятся в диалоге, существуют вместе, зависят друг от друга.
Вот писатель понижает интонацию — и музыка таится в ожидании,
побуждая слушателя сосредоточить внимание на голосе. В других композициях
логическая пауза и смена темы в романе отражаются в неспешном эмбиентном
проигрыше, постепенно меняющем и мелодию. Музыка то нарочито плавна и
умиротворенна, то тревожна — что соответствует сменам настроения в тексте.
Впрочем, без игр со стилем музыканты Air не обходятся и здесь, хотя
набор применяемых “живых” инструментов не столь широк, как в
предыдущих альбомах дуэта. На сей раз используются фортепьяно,
флейты и гитары. В монотонных переборах на фоне рева синтезатора,
открывающих альбом, отчетливо различима отсылка к краутроку 70-х,
а в середине диска Барикко читает свой текст под немелодичные
переливы электронных звуков, то и дело прерываемые нойзовыми шорохами
(что может ассоциироваться с индастриалом).
Вся соль в том, что смешение различных стилей, сочетающееся с
плавностью и волшебством — характеристика не только группы Air,
но и творчества Барикко. Музыка и литература гармонично взаимодействуют
и на уровне композиции произведения. Роман «City» построен очень
запутанно и составляется из разрозненных кусков нескольких сюжетных
линий. В музыке «City Reading», сопровождающей чтение отрывков из романа,
то и дело возникают осколки и отзвуки совсем разных направлений. И все же
постмодернизма и жонглирования цитатами здесь куда меньше, чем, например,
в том же «Moon Safari»; альбом, как и текст, не распадается на отдельные
отрывки и получается очень завершенным.
Органичности того сплава поп-музыки и литературы, что сделали группа Air и
писатель Барикко, можно только удивляться — и тем не менее,
перед большинством русских покупателей диска неизменно встанет
проблема языкового барьера. Слушать монологи писателя, совершенно
их не понимая, — занятие не самое осмысленное. Проблема, впрочем,
вполне решаема: русский перевод «City» может стать своего
рода либретто, по которому слушатель будет следить за теми сюжетными
перипетиями, что спокойно и неспешно излагает итальянец.
Шурик Горбачев
на главную