Война электронная
Американский электронный дуэт Matmos вплотную приблизился к тому моменту, когда его название можно будет упоминать без всяких дополнительных комментариев. Matmos сейчас отвечают за музыку у Бьорк, делают многочисленные ремиксы для самых разных музыкантов и вообще являются знаменем американской электроники. Происходит это не только потому, что музыканты достигли больших успехов в создании причудливых звуков (сэмплировав постукивание карандашом по черепу, звук бормашины и прочие акустические радости), но и потому, что в своих экспериментах они заходят не слишком далеко. Их записи не бесчеловечны — при всей своей изощренности они обычно сохраняют некоторую доступность и часто даже содержат мелодии. В каком-то смысле, альбом "The Civil War" можно назвать апофеозом подобного сочетания экспериментальности и расчета на широкого потребителя.
Один из участников дуэта писал в университете диплом о медицине в литературе Средневековья. Медицинскую тематику Matmos в полной мере разработали в предыдущем альбоме, сосредоточившись на звуках, найденных в хирургических палатах и извлеченных из всевозможных медицинских приборов. В "The Civil War" музыканты вплотную подбираются к Средневековью. И здесь изменяют себе: в их привычное электронное звучание врывается все богатство редких, многими забытых, но все равно "живых" инструментов, которые и привносят в композиции Matmos мелодии средневековых танцев и маршей. Здесь и волынки, и арфы, и колокольчики, и шарманки; нашлось место и вполне современным гитарам. Впрочем, дуэт не забывает и о фирменных звуковых изысках, лишь несколько смещая акценты с искусственных приборов на естественные объекты — в одной из композиций музыканты издают шорохи с помощью кроличьей шкурки.
"The Civil War" — это настоящая энциклопедия современной прогрессивной электроники, в 45 минут Matmos умудряются впихнуть множество характерных как для себя, так и для своих коллег приемчиков. Имеются в наличии: грязные шумы, воздействующие на ухо слушателя (но не настолько, чтобы пропало желание слушать дальше), булькающие и шуршащие звуки, непонятно как созданные и возникающие в самых неожиданных местах, ломаный и непредсказуемый ритм, врывающиеся в мелодию сэмплы. Есть композиции, тяготеющие к медитативности, и треки, вполне подходящие для танцев. Наконец, Matmos ярко демонстируют и важную тенденцию к использованию в электронных упражнениях живого звучания: одни композиций построены на взаимодействии гитарных наигрышей со сбивающимся ритмом и причудливыми звуковыми вкраплениями, в других пресловутые волынки и арфы сливаются в одном безумном круговороте с "модемными" звуками.
Однако, помимо выставки достижений музыкальных умельцев, "The Civil War" претендует на то, чтобы быть концептуальным альбомом — и что самое удивительное, вполне удачно. Название диска определяет очень многое: в 9 треках перед слушателем разворачивается полномасштабная панорама гражданской войны. Здесь и воинские марши, и рвущиеся снаряды, и жестокие битвы, и успокоенность перемирия, и радость победы — и все это в звуковом выражении.
Так и получается, что альбом нетривиальной электронной музыки оказывается доступным и приятным и для уха слушателя, который знать не знает всех причуд звукоизвлечения. Есть и продуманный внутренний сюжет, и внятная концепция звука. Конечный продукт выходит не только интересным, но и весьма бодрым — под пиликанье волынок на первом треке можно неплохо начать утро.
Шурик Горбачев (обозреватель сайта http://www.muscience.narod.ru)
похожие статьи:
лично Bjork
Roger Waters Flickering Flame
Grave Digger "Rheingold"
Mayhem 'Chimera'
Случайные статьи из архива:
King Diamond Abigail II: The Revenge
Mark Knopfler The Ragpicker's Dream
Леонид Фёдоров Лиловый День
на главную